У примерного некогда семьянина Ника Мёрдера настали тяжелые времена. Жена Китти узнала о его шашнях с рыжей бестией Тьюлой, и теперь грозит разводом. Что тут поделаешь? Отнекиваться бессмысленно, всё слишком очевидно, но потеря семьи ради молодой любовницы определённо не входит в планы Ника. У кого попросить совета? Друг Анджело только и может, что рассуждать на тему секса, пожилая мамаша («Одной ногой я стою в гробу, а другой на банановой кожуре») всегда была настроена критично по отношению к сыну, тут поддержки не жди. Надо принимать решение, а этого Мёрдер не любит больше всего.
В графе «жанр» у нового фильма Джона Туртурро (да, того самого, любимца братьев Коэн и просто замечательного драматического актёра) значится подзабытая как в Европе, так и США «музыкальная комедия». Последние годы были щедры на постановку кинематографических мюзиклов: «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера, «Мулен Руж» База Лурманна, «8 женщин» Франсуа Озона, «Чикаго» Роба Маршалла. Отличие «Любви и сигарет» от вышеперечисленных работ заключается не только в теме, но и в подаче материала. Герои Туртурро не поют, а подпевают фонограмме. Наверное, это должно быть смешно. Наверное, именно это, по замыслу режиссёра, и должно символизировать вышеобозначенный жанр картины. Не исключено, что именно эта «фишка» привлекла отборщиков прошлогоднего Венецианского кинофестиваля, включившего фильм в конкурсную программу. При просмотре же сей приём производит странное, неоднозначное впечатление. Если поначалу это кажется забавным и любопытным, то ближе к середине начинает отдавать явной безвкусицей. Одно дело, когда Джеймс Гандольфини, Сьюзан Сарандон, Кейт Уинслет, Кристофер Уокен (нельзя не отметить, режиссёру удалось собрать звездный актёрский ансамбль) самостоятельно исполняют хиты 60-80-х, и совсем другое, когда они вынуждены едва ли не перекрикивать хорошо известные песни.
Подобная несуразность вокально-танцевальных номеров (радует, что хотя бы танцы актёры оставили за собой) усугубляется невнятностью основной сюжетной линии. Намеченный поначалу конфликт – Китти узнаёт об измене и требует развода – постепенно уходит на второй план, уступая место многочисленным деталям, которые скорее отвлекают, нежели помогают. В какой-то момент возникает ощущение, что никакой Тьюлы не было вовсе, и всё происходящее на экране не более чем сон хмельного Ника. Ближе к финалу зрителя ожидает ещё один сюрприз, окажется, что «Любовь и сигареты» не просто лёгкая комедия, но и жизненная драма. Это окончательно спутает все карты, изрядно усложнив восприятие картины. Что на самом деле снимал Туртурро, похоже было известно только ему самому.
По словам режиссёра, мысль о написании самостоятельного сценария пришла к нему во время работы над «Бартоном Финком» братьев Коэн. Тому, по всей видимости, способствовала сама атмосфера и роль Туртурро. С момента замысла прошло 14 лет. За это время Туртурро успел снять две полнометражные картины, «Любовь и сигареты» его третий режиссёрский опус, но первый дошедший до российского зрителя. Хочется верить, что предыдущие два фильма («Мэк» и «Иллюмината») получились лучше.