Рецензия на фильм «М3ГАН»

На днях состоялся цифровой релиз нового хита студии Blumhouse, известной франшизами «Заклятие» и «Астрал». Впечатлениями о фильме делится Дмитрий Соколов.

После гибели родителей в автокатастрофе юная Кэди (Вайолет МакГроу) попадает под опеку тети Джеммы (Эллисон Уильямс), работающей в компании по производству игрушек. Чтобы опередить наступающих на пятки конкурентов, нервный босс Дэвид (Ронни Чиэн) давит на Джемму, требуя прорыва. И тогда Джемма представляет компании М3ГАН — андроида-компаньона, способного стать лучшим другом каждому ребенку. Кэди в восторге от «живой куклы», а совет директоров готов вложиться в раскрутку уникального проекта. Но вскоре Джемма замечает, что М3ГАН ведет себя все более агрессивно — похоже, андроид готов защищать свою хозяйку Кэди любой ценой.

Второй фильм новозеландца Джерарда ДжонстоунаПривязанные к дому»), снятый за скромные $12 миллионов, собрал в прокате больше $132,4 млн, а также — что особенно интересно — пришелся по вкусу большинству критиков (94% свежести на RottenTomatoes). Причина столь мощного успеха кроется в том, что «М3ГАН» эффектно сочетает элементы фантастики, триллера и хоррора с продуманным социальным комментарием.

Во-первых, сценарий Акелы КуперЗлое»), основанный на сюжете Джеймса Вана, строится вокруг отношений девочки с ее кукольной подругой и оформлен скорее как триллер о нарастании гиперопеки, чем как слэшер об игрушке-убийце. Напряжение здесь поддерживается в первую очередь за счет того, насколько аккуратно и незаметно М3ГАН превращается из карикатурной «лучшей подружки» в безжалостную убийцу. При этом, хотя у фильма «детский» рейтинг PG-13, смертей в нем немало, и как минимум парочка показана весьма стильно (а танец М3ГАН с огромным мачете и вовсе стал вирусным в соцсетях).

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Во-вторых, фильм умело и последовательно обыгрывает идею зависимости детей от игрушек. Пожалуй, главное, что удалось Джонстоуну и Купер — создать убедительный мир, в котором андроиды-куклы заменят множество рутинных родительских функций. Разве не лучше, если о чистке зубов или мытье рук будет напоминать услужливая кукла, а освобожденные от мелочей родители займутся развитием творческих способностей детей? А что, если идеальная игрушка не дополнит родителей, но заменит их? В этом смысле «М3ГАН» напоминает лучшие эпизоды «Черного зеркала», вскрывая одно из фундаментальных противоречий в современной семье между желанием взрослых занять детей игрушкой с бесконечным потенциалом и необходимостью для ребенка взрослеть.

Что касается недостатков, то самый явный из них — пожалуй, крайняя безалаберность главной героини в вопросах безопасности. Джемма, не моргнув глазом, оставляет сложнейший прототип игрушки с ребенком в детском саду, хотя пару сцен назад руководство четко указало девушке на то, что любых утечек в публичное пространство нужно избегать. Столь же легкомысленным выглядит и то, что Джемма, разрабатывая М3ГАН, не подумала о системе контент-фильтров, ограничивающих выдаваемые детям сведения (впрочем, это отчасти объясняется спешной доработкой проекта вообще).

Но проблемы фильма меркнут в сравнении с его достоинствами. «М3ГАН» — редкий пример жанрового кино, выжимающего максимум возможностей из одного яркого концепта.

Поделиться