1951 год, Австралия. Миртл Даннэдж (Кейт Уинслет) высаживается на автостанции крохотного городишка Дунгатар. В руках у нее короб со швейной машинкой Singer и портсигар. Затянувшись сигаретой, роскошная женщина в изысканном платье сообщает родной сонной провинции, заставляющей вспомнить про вестерны о Диком Западе, что она вернулась. Ничего хорошего, понятно, ждать уже не стоит.
Давным-давно юную Миртл изгнали из города за убийство сынка мэра. На чужбине девушка обучилась портняжному ремеслу, объехала весь мир и прониклась духом парижской высокой моды. Родная мать, известная в городе, как Чокнутая Молли (Джуди Дэвис), отказывается признавать дочь. Миртл же отмывает ворчливую старуху, наводит порядок в доме и предлагает местным услуги портнихи, одевая их в платья невиданной для Дунгатара дерзости и изящества. Парни не могут оторвать взгляд от роковой портнихи, а счастливые обладательницы нарядов живут новой жизнью. Угрюмая же часть городской общины продолжает перешептываться: «Убийца вернулась».
«Месть от кутюр» — громкий литературный дебют австралийки Розали Хэм. Книга не добралась до топовых наград англоязычной прозы, но на родине отметилась попаданием в несколько престижных шорт-листов и трижды фигурировала в ежегодных рекомендательных списках для студентов. В середине нулевых к писательнице выстроилась очередь просящих продать права на экранизацию. Хэм предпочла иметь дело со своей школьной подругой, продюсером Сью Мэслин, которая, в свою очередь, уговорила взяться за проект соотечественницу Джослин Мурхаус.
Для Мурхаус «Месть от кутюр» очень символический проект. Она резво стартовала в 1991 году драмедией с Хьюго Уивингом и Расселом Кроу «Доказательство» (приз в Каннах за лучший дебют и россыпь национальных премий), переехала в Голливуд, где сняла две респектабельные дамские драмы «Лоскутное одеяло» и «Тысяча акров», и ушла в тень своего мужа П.Дж. Хогана.
Между «Тысячью акров» и «Местью от кутюр» уместилось почти двадцать лет — достаточный промежуток, чтобы говорить о потере режиссерской формы. Ради новой работы Мурхаус, как и ее героине, пришлось вернуться на родину, чтобы также, буквально с первых кадров фильма, заявить о себе с позиции силы. То, что «руки помнят», очевидно. Мурхаус выстраивает кадр с дотошностью и остроумием, достойным Тима Бертона (ну хорошо, позднего Тима Бертона), и подбирает единственно верные типажи дремучих горожан.
По всем вводным данным «Месть от кутюр» должна была стать единоличным бенефисом гранд-дамы проекта Кейт Уинслет — большой драматической актрисы, идущей — считаем только «оскаровские» номинации — практически по графику Мэрил Стрип (та к 41 году восемь раз добиралась до шорт-листа Киноакадемии, Уинслет — семь). Материал предполагал не столько «чистое сияние» ее актерского таланта, но вскрытие новых резервов Кейт, нечасто проверяющей себя в комедийном амплуа.
Получилось негладко. В первой половине, где Мурхаус до пола топит педаль эксцентрики, а сам фильм идет по рельсам «Человека с бульвара Капуцинов» (есть даже свой «мистер Секонд», точнее мисс), Уинслет в основном работает своим экстерьером (тоже выдающимся) и честно объясняет, почему в ее обширной фильмографии не наберется и пяти комедийных ролей. Но по ходу «книжной» истории, когда из деревенского гротеска прорастает едва ли не магический реализм с обязательной сельской драмой, персонаж Миртл Даннэдж получает необходимую Уинслет глубину, где она начинает работать на привычных драматических мощностях.
Некоторый дисбаланс роли картине, определенно, не вредит. Режиссерский замысел показать чужеродность главной героини в глубинной провинции, как минимум, никто не отменял. Австралийская киноакадемия тоже оценила класс актрисы, отметив ее работу своей высшей наградой. Пока Уинслет «плавает» в роли «роковухи», за нее работают опытные художники-постановщики — Роджер Форд («Бэйб: Четвероногий малыш», «Хроники Нарнии») и Люсинда Томсон («Там, где живут чудовища» и два первых «Гарри Поттера») — и блистательный актерский ансамбль. Джуди Дэвис, рискованно состарившись для фильма, блистательно перевоплощается в сумасбродную старуху. Сара Снук снова подтверждает, что в недрах австралийского кинематографа созрела еще одна большая актриса. Хемсворт-младший, кажется, впервые допущен до живой, «человеческой» роли, хотя и вынужден опять светить торсом и бесстыдным голубоглазым взглядом. Впрочем, когда фильм закончится, из всей группы поддержки наверняка запомнится персонаж Хьюго Уивинга — эксцентричный офицер полиции, знающий толк в стразах, перьях и прочей модной мишуре.
Вся эта пестрая компания — Дэвис, Уивингу и костюмеру Томсон киноакадемики зеленого континента тоже выдали по награде — неминуемо утянула бы фильм в легкий жанр, но Мурхаус, вопреки очевидным мелодраматическим коллизиям (семейные проклятия, открытия в генеалогическом древе, неравная любовь), твердой рукой затаскивает «Месть от кутюр» на темную территорию, где неожиданно вступает в дискуссию с великим циником-мизантропом фон Триером, когда-то пославшим городку Догвилль Николь Кидман.
Джослин Мурхаус, в XXI веке предпочитающая Австралии Лос-Анджелес, вернулась домой, обуреваемая не ностальгией по родным местечкам, а с большой фигой в кармане. Ну кто, скажите, ожидал, что улыбчивая австралийская женщина средних лет вывалит на зрителя приговор простому обывателю, матрицу которого не перебить никаким от кутюр.
- О фильме
- Создатели и актеры
- Видео
- Рецензия
- Кадры
- Публикации
- Фильм в коллекциях
- Смотреть онлайн
-
Еще
- От режиссера
- Похожие фильмы
- Награды
- Постеры
Рецензия на фильм «Месть от кутюр»
В российский прокат выходит австралийская картина «Месть от кутюр» с Кейт Уинслет в главной роли. Дмитрий Гнедич оценил не только очередной бенефис блистательной актрисы, но и неожиданно обнаружил в фильме странный гибрид Тима Бертона и Ларса фон Триера.
5 АВГУСТА 2016
Текст: Дмитрий Гнедич

Далее по теме

Кастинг дня. Майлз Теллер в олимпийской мелодраме, Орландо Блум у Вернера Херцога и др.
Сотрудничество Майлза Теллера и студии Paramount после суперхита «Топ Ган: Мэверик» продолжится спортивной мелодрамой «Зимние игры» (Winter Games). В картине Пола Доунза Колайццо Теллер изобразит проблемного хоккеиста, закрутившего на Олимпийских играх роман с лыжницей, претендующей на пьедестал. Трудная любовь может спасти его от саморазрушения, но, скорее всего, лишь ценой её олимпийской медали. Звезда «Сёгуна» Анна Саваи прописалась в касте боевика режиссёра «Взрывной блондинки» и «Каскадёров» Дэвида Литча и Amazon MGM Studios «Как ограбить банк» (How to Rob a Bank). Обладательница «Золотого глобуса» и «Эмми» составит компанию Николасу Холту и Питу Дэвидсону. Сюжет держится в секрете, но по названию фильма нетрудно догадаться, что нас ждёт. Орландо Блум и Донал Глисон присоединятся к Кейт и Руни Мара на площадке фильма Вернера Херцога «Bucking Fastard». Сёстры Мара сыграют близняшек Джин и Джоан Холбрук, которые так близки, что не только одинаково одеваются, но и говорят в унисон, влюблены в одного и того же парня и даже видят одни и те же сны. Одержимые поисками утопической земли, где царит гармония и возможна настоящая любовь, сёстры начинают рыть тоннель в горах. Херцог заявил, что фильм станет завершающей частью трилогии, которая началась 1982 году картиной «Фицкарральдо» и продолжилась в 2005-м документальной лентой «Человек гризли». Эмма Маки утверждена на роль Джадис (Белой Колдуньи) в новых «Хрониках Нарнии», которые поставит для Netflix Грета Гервиг. Ранее на роли в экранизации подписались Дэниэл Крэйг (он сыграет злого волшебника дядю Эндрю из книги «Племянник чародея») и Мэрил Стрип, которая озвучит Льва Нарнии Аслана (Львицу Аслан?). Ранее на роль Джадис претендовала певица Charli XCX. Премьера первого фильма состоится 26 ноября 2026 года. У Гервиг контракт на постановку первой части и второй (если первая окажется успешной). Джесси Племонс получил роль молодого Плутарха Хевенсби в приквеле «Голодных игр» — «Голодные игры: Рассвет Жатвы». Напомним, что в сиквеле «И вспыхнет пламя» и двух частях «Сойки-пересмешницы» Плутарха сыграл Филип Сеймур Хоффман. В «Рассвете Жатвы» молодой Хеймитч Эбернети (Джозеф Зэйда) выиграет 50-е Голодные игры. В фильме также сыграют Уитни Пик и Маккенна Грейс. Поставит приквел штатный режиссёр франшизы Фрэнсис Лоуренс.
28 АПРЕЛЯ

Сериал дня. Джейми Ли Кёртис и Blumhouse Television превратят в сериал бестселлер Мариши Пессл «Darkly»
Обойдя конкурентов, компания Blumhouse Television приобрела права на экранизацию бестселлера Мариши Пессл «Darkly», изданного в прошлом году. Производством сериала на пару с Blumhouse займется компания Джейми Ли Кёртис Comet Pictures. В настоящий момент Кёртис и Джейсон Блум ищут для проекта подходящего сценариста. «Darkly» — психологический триллер, главная героиня которого, Диа Гэннон, вместе с ещё шестью тинейджерами со всего мира выбрана для стажировки в компании «Darkly», разрабатывающей культовые видеоигры. Диа давно одержима мрачными шедеврами от «Darkly» и их создательницей Луизианой Ведой. После внезапной и загадочной смерти Веды компания бездействует, а её игры оцениваются в миллионы долларов как раритетные произведения искусства. Для Диа и её новых друзей эта стажировка — что-то вроде экскурсии мечты, но вскоре она превращается в подобие хоррор-квеста. Погрузившись в дела компании, девушка обнаруживает скрытые символы, которые могут пролить свет на обстоятельства смерти Луизианы Веды — а заодно помочь героине понять, почему именно ей, вечной неудачнице, так повезло оказаться среди стажёров в «Darkly». Кёртис в последние годы нередко принимает участие в производстве жанровых проектов — её продюсерская активность началась с «Хэллоуина» Дэвида Гордона Грина. У компании актрисы Comet Pictures — контракт с Blumhouse, в рамках которого Кёртис спродюсировала сериал «Липучка» и готовящуюся к выходу многосерийку «Скарпетта» (экранизацию серии книг о судмедэксперте с талантом сыщицы), где она также сыграла вместе с Николь Кидман.
25 АПРЕЛЯ

Цитата дня. Бен Аффлек — о бэткостюме: «В нём не чувствуешь себя таким уж героем»
В интервью GQ Бен Аффлек признался, что ненавидел бэткостюмы, когда играл Тёмного рыцаря в фильмах Снайдерверса. По словам актёра, в костюмах Бэтмена он испытывал физический дискомфорт, который в результате мешал выполнению актёрской задачи: «Я ненавидел бэткостюмы. Носить их — ужасная штука. Для начала, они жаркие. Совсем не дышат. Их сделали, ориентируясь лишь на то, как они будут выглядеть, но о человеке никто не подумал. Так что ты в них потеешь. Просто обливаешься потом. <…> И это, конечно, усложняло съёмки — то, что тебе жарко. Костюм не помогал тебе чувствовать себя героем — куда там, если ты мгновенно выматываешься и дико потеешь. (Смеётся) Может быть, Кристиан [Бэйл] или Роб [Паттинсон], такого типа парни, лучше с этим справлялись». Стоит отметить, что Аффлеку, в отличие от его предшественников и одного последователя (Паттинсона), довелось носить специально разработанную массивную («бронированную») версию костюма, которая была тяжелее прочих. Всего же для фильмов «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», «Отряд самоубийц», «Лига справедливости» и «Флэш» было изготовлено четыре версии бэткостюма. Бен не первый, кто жалуется на бэткостюмы — до него множество критических выпадов вызвал знаменитый костюм с сосками из «Бэтмена и Робина» Джоэла Шумахера (правда, обсуждали всё-таки нелепое дизайнерское решение, а не удобство костюма в целом). Особенно ярко об этом высказался не Джордж Клуни (как можно было бы предположить), а Тим Бёртон, которого «Уорнеры» уволили из франшизы, сочтя его режиссёрский подход слишком мрачным и синефильским: «Я такой: минуточку. Окей. Секунду. То есть вы жалуетесь, что я слишком странный, слишком мрачный, а потом берёте и приделываете к костюму соски? Да пошли вы на хрен».
18 АПРЕЛЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
Невыносимая легкость бытия: «Девственницам-самоубийцам» Софии Копполы 25 лет
В апреле 2000 года вышел в прокат полнометражный дебют представительницы элитной киносемьи. KNMN вспоминает редкий фильм, обладающий сразу двумя саундтреками — и рассказывает о роли музыки в жизни и карьере его создательницы
29 АПРЕЛЯ

Туманные пейзажи, причудливый зверёк и Финн Вулфхард на коне в фэнтези «Очи»
7 МАЯ

Токсичная маскулинность и страдание ради идеальной волны в «Сёрфере» с Николасом Кейджем
6 МАЯ

Связь прошлого, будущего, музыки и крови в «Грешниках» Райана Куглера
5 МАЯ