Рецензия на фильм «Нерв»

В надежде снова хорошенько подзаработать на подростках студия Lionsgate экранизировала роман «Нерв». По мнению Кирилла Горячка, эта новинка российского проката чересчур примитивна, чтобы повторить успех «Голодных игр».

Застенчивая старшеклассница Ви Дельмонико (Эмма Робертс) мечтает уехать из захудалого городка и найти себя вдали от опеки матери (Джульетт Льюис) и насмешек сверстников. Но решиться на этот шаг девочка не может, как и признаться в симпатии капитану футбольной команды. Вскоре Ви получает шанс проявить и выразить себя. Популярная сетевая игра «Нерв» набирает среди молодежи участников. Зарегистрированные игроки получают задания от анонимных зрителей, за выполнение которых выручают кругленькие суммы в зависимости от степени риска. Тайком от мамы Ви вступает в ряды игроков и приступает к первому заданию. Объединившись с другим участником — красавцем Иеном (Дейв Франко), бывшая отличница здорово набирает популярность. Вместе с этим растут и требования алчущей зрелищ публики.

После успешного полудокументального дебюта « Как я дружил в социальной сети» режиссеры Генри Джуст и Эриэль Шульман, спустя 6 лет, вернулись к близкой им теме влияния Интернета на общество. На этот раз амбиций создателей хватило лишь на недорогой подростковый триллер с «актуальным» комментарием и явной оглядкой на успех франшизы « Голодные игры». Впрочем, режиссеры постарались наполнить картину параноидальной атмосферой тотальной слежки и опасности Интернета.

Джуст и Шульман умело плетут толстый клубок типичных проблем и интернет-фобий. Миром фильма правят анонимные хакеры, в любую секунду готовые вломиться в твою жизнь, обналичить банковские счета и прочесть любовную переписку. Более того, в этом виноваты сами пользователи гаджетов, а все они, так или иначе, подписчики и участники «Нерва». Хакеры почти не контролируют игру, она живет благодаря пользователям. Уязвимые и наивные подростки окунаются в сетевые приключения с головой, «Нерв» для них стал подобием « Судной ночи» из одноименной франшизы — теперь-то, наконец, можно оторваться.

После продолжительных романтических приключений дуэта Ви и Иена, фильм, наконец, переходит в фазу триллера. Здесь авторы сознательно ссылаются на « Пилу» и примеряют роль садистов-маньяков на анонимных зрителей игры. Но фантазии и рейтинга им явно не хватило, задачки для отчаянных игроков не блещут оригинальностью и смелостью. Боясь переступить черту, создатели ограничиваются невинными шалостями, а с накалом страстей резко переключаются на внутренние интриги и любовные фрустрации.

В детской невинности и кроется основная проблема картины. И дело тут совсем не в рейтинге. Адресуя свой «важный месседж» подросткам, авторы при этом держат их за детсадовцев. Герои картины невыносимо глупы, а притянутые за уши мотивы их поступков остается объяснять переходным возрастом. Актеры исполняют карикатурных циничных подростков с модными гаджетами, которым не подвластны настоящие чувства, какие испытывает Ви. Эмма Робертс, впрочем, мило смотрится в роли закомплексованной простушки, полюбившей хулигана.

За напускной «злободневностью» фильма стоит заурядный конфликт страсти толпы к славе и зрелищу. Но примитивные рассуждения о вреде Интернета и ценности истинных чувств привели к тому, что на гладиаторской арене «Нерва» сражаться некому и незачем. Фильм не пытается исследовать причины популярности видеоблогов или игр, вроде Pokemon Go, а лишь спекулирует на них, чтобы казаться актуальным. Грубая назидательность и стерильность аннулируют и без того вторичную задумку, тем самым заказывая путь «Нерву» к своей нише в подростковом кино.


Поделиться