Супруги Анджей и Кристина решают провести выходные на собственной яхте. Их ячейка общества далека от идеалов крепкой, дружной семьи. Возможно, планируемое мини-путешествие поспособствует улучшению отношений, поможет найти потерянное равновесие. По пути в яхт-клуб они едва не сбивают юношу, голосующего прямо на шоссе. Анджей предлагает молодому человеку составить им компанию. Тот с удовольствием принимает предложение. Во время прогулки под парусами напряжение между незнакомцем и супругами начинает нарастать. Брошенный в воду нож приводит к эскалации конфликта…
«Нож в воде» – полнометражный дебют Романа Полански. Учитывая нынешний статус режиссёра (а тут двух мнений быть не может: живой классик), посмотреть с чего всё начиналось не только интересно, но и поучительно. Ведь не возгорись из этой талантливой искорки пламя последующих кино-колоссов, никто бы и не вспомнил, а так – совсем другой спрос, угол восприятия, финальный зрительский «вердикт». Зачастую именно в первых шажках к будущим вершинам можно увидеть намного больше, чем в признанных публикой и критикой нетленках. Случай Полански, так и вовсе редкость, претендующий на полноценный эксклюзив. После яркого дебюта режиссёр перебрался в Западную Европу, оставив историческую родину в сиротах. «Нож в воде» – единственная работа Полански, где актёры говорят по-польски. Сей факт, конечно, не определяющ, но любопытен и притягателен. Кто-то скажет – мелочь, но в рамках богатой фильмографии режиссёра скорее очаровывающая закономерность.
Магия дебютного почина Полански держится на трёх китах, без которых фильм не снискал бы и десятой доли обрушившегося на него внимания: изумительная операторская работа Иржи Липмана; диалоги; актёрское трио во главе с Леоном Немчиком. Честь и хвала 29-летнему режиссёру, не загубил имеющийся материал, напротив, до ума довёл, «начистил» до немеркнущего блеска. Главная заслуга Полански – точная передача эволюции конфликта, где потеря выкидного ножа не более чем повод. Когда хронометраж фильма минует экватор, а на экране по-прежнему царят «тишь, гладь, божья благодать» у нетерпеливого зрителя и вовсе сомнение закрасться может: драму он смотрит или зарисовку из жизни отдыхающих? На финальных титрах таких вопросов уже не возникает. Один поступок, и мнимое равновесие летит в тартарары. Переход этот у Полански сколь неожиданен, столь и закономерен. В этой борьбе противоположностей, по сути, и кроется секрет успеха.
«Нож…» не миновала привычная в таких случаях участь. Коллеги, у тех, у кого и дом пониже, и дым пожиже, растащили сюжетную линию «по ниточкам», попытались в прокрустово ложе жанра уложить. Кого-то на этом поприще ожидал успех («Мертвый штиль» Филлипа Нойса), кого-то нет (сонм эпигонов). Но Полански до этого не было уже никакого дела. Надо было неслучайность первого большого успеха доказывать, с чем он, собственно, благополучно и справился.