Мишель ЛеБлан (Изабель Юппер) переживает изнасилование без явной истерики. Через пару часов о вломившимся в ее респектабельный дом «человеке в черном» напоминает только синяк под глазом. Почему Мишель не обратилась в полицию, а лишь купила перцовый баллончик и приглянувшийся у кассы топорик, станет ясно позже. Причина кроется в тайне из детства. 39 лет назад отец-священник взял ружье и молоток и совершил обход по домам своих прихожан, оставив после себя 27 трупов. Мишель, которой тогда было десять, помнит тот день в деталях и не собирается «поднимать грязь» вокруг своей преуспевающей, но все же скромной персоны.
Жизнь Мишель идет своим чередом: мать живет с молодым любовником; бывший муж, писатель на мели, крутит безнадежный роман с собственной аспиранткой; адюльтер с мужем лучшей подруги уныло дотлевает; у сына жена скоро родит — стерва редкая. Есть еще симпатичный сосед, которому Мишель посылает недвусмысленные сигналы, — и таинственный насильник, продолжающий напоминать о себе: то пришлет смс-ку, то позвонит, то оставит красноречивое послание на ее простынях.
Пол Верховен обратил взор на роман Филиппа Джиана под лаконичным названием Oh... два года назад. Голландец опрометчиво обратился в Голливуд, где ему быстро дали понять, что на историю с изнасилованием денег он не найдет. Надежда увлечь кого-то из голливудских див, под которую бы выделили бюджет, тоже завяла на корню: ни отважная Николь Кидман, ни старая знакомая Шэрон Стоун, ни Дайан Лэйн ролью не прониклись. Спасла Верховена выдающаяся актриса современности Изабель Юппер. Отважная женщина влюбилась в книгу Джиан без всякой режиссерской наводки, да так сильно, что ради нее и будущего фильма Верховену пришлось брать уроки французского и организовывать съемки в новой для себя национальной киноиндустрии.
Еще до съемок Верховен предупредил, что пускается практически в авантюру, принимает вызов и отправляется в крестовый поход в неведомые земли. После просмотра его нового фильма те слова следует, наверно, расценивать, как самоподзаводку для создания настоящего шедевра. Каталог магистральных тем в той ветке, где мастер освещает путь сильной женщины, угадываются на раз. На поверхность памяти сразу всплывает не только манипулятивная природа героини «Основного инстинкта», но и «Шоугелз» (как навигация в морально неоднозначном мире) и даже «Черная книга», где, напомним, героиня-еврейка спит все-таки с офицером Гестапо.
Главные верховенские маячки — секс, насилие и релятивизм — на местах, но движок у его нового детища совершенно иной — это и есть тот вызов и эксперимент, о котором говорил автор. Заявленный для журналов, постеров и рекламных кампаний жанр «эротический триллер» отклеился от фильма после первых показов. Вслед за ним отлетела и табличка «история мести». Детектив Верховен прикончил сам, вскрыв карты раньше времени. Все чаще «Она» обзывается комедией про изнасилование, что, впрочем, не приближает к сути. Если и примерять в ленте какой-то жанр, то только высокую сатиру.
Работает это так. Режиссер из «старой Европы» (последний раз высказывавшийся о политике почти 20 лет назад) снимает во Франции кино про то, как немолодая француженка переживает — довольно, скажем, невозмутимо — последствия сексуального насилия. Игнорировать политические коннотации не смогут даже те, кто пришел на эротический триллер или комедию про изнасилование. Возможно, Верховен и не готовил программное заявление. Как настоящий большой художник, он не целится в зрителя остроактуальной повесткой, а говорит с вечностью, где все смыслы обретают форму универсальных метафор. Наблюдая, как режиссер заваривает на костях старой европейской буржуазии бульон из садомазохизма, религии, корпоративной этики и семейных уз, веришь, что получится нечто ядовитое.
Но автор — то ли в силу возрастной фазы мудрости (ему 78 лет), то ли из-за уникального дара манипулятора — в объект своей главной метафоры верит, либо — это только подтверждает верховенское величие — невозмутимо делает вид. «Она» — не про крах и месть. Скорее уж, это немного странная история обретения свободы. Все будет хорошо, надо лишь похоронить родителей, закрыть гештальт на работе, примириться с темнокожим внуком, лучшей подругой, мужиками вокруг себя, и чтобы набожная соседка съехала.
- О фильме
- Создатели и актеры
- Видео
- Рецензия
- Кадры
- Публикации
- Фильм в коллекциях
- Смотреть онлайн
- Еще
Рецензия на фильм «Она»
Пол Верховен в этом году показал в Каннах свою новую работу «Она» с выдающейся Изабель Юппер в главной роли. Теперь фильм добрался до российского проката, став одним из самых сильных киновпечатлений Дмитрия Гнедича в этом году.
23 СЕНТЯБРЯ 2016
Текст: Дмитрий Гнедич

Далее по теме

Воспоминание дня. На съёмках драмы «Мандерлей» Ларс фон Триер оскорблял отца Брайс Даллас Ховард, чтобы та разозлилась
В интервью британской The Times Брайс Даллас Ховард вспомнила об инциденте с Ларсом фон Триером на съёмках картины «Мандерлей». До полномасштабной вражды, как это было у датчанина с Бьорк на площадке «Танцующей в темноте», конечно дело не дошло, но свою конфликтную ситуацию Ховард всё же получила. Ховард сообщила, что фон Триер организовал для неё стрессовую ситуацию чуть ли не в первый же день съёмок. Как только Брайс прибыла на съёмочную площадку, датчанин, чтобы увидеть молодую актрису рассерженной, тут же принялся оскорбительно высказываться о её отце, режиссёре «Игр разума» и «Кода да Винчи» Роне Ховарде. Но Брайс оказалась крепким орешком: Он начал оскорблять меня: «Твой отец — ужасный режиссёр». Я спросила его: «Ларс, чего ты добиваешься?» Он ответил: «Хочу увидеть твоё сердитое лицо. Я ещё не знаю, как оно выглядит». Но оскорбления в адрес Рона Ховарда фон Триеру достичь цели не помогли, поэтому он прибег к более грубому методу — выплеснул актрисе в лицо стакан воды. Брайс в долгу не осталась: Я тоже плеснула ему водой в лицо. Он спросил: «Зачем ты это сделала?» А потом встал и ушёл. Таким оказалось моё знакомство с методом Ларса фон Триера, но кончилось это не тем, что я ушла в свою комнату и разревелась. Нет, я была в каком-то смысле восхищена. «Мандерлей» (2005) — вторая часть незавершённой трилогии фон Триера «США — страна возможностей». Съёмки картины, по меркам фильмографии датчанина, были не самыми сложными в эмоциональном плане: с Брайс Даллас Ховард, например, режиссёр в итоге нашёл общий язык. Однако трудностей хватало. Так, Джон К. Райли покинул проект из-за того, что на съёмочной площадке был убит осёл. Джеймс Каан наотрез отказался от работы в картине, когда прочёл сценарий — будучи консерватором и патриотом, он посчитал историю слишком антиамериканской (его заменил Уиллем Дефо). Наконец, Николь Кидман, сыгравшая главную героиню в «Догвилле» (первой части трилогии), не смогла вернуться к роли из-за занятости в других проектах — ей на смену и пришла Ховард.
9 ИЮНЯ

Воспоминание дня. Том Круз рассказал о съёмках в фильме «С широко закрытыми глазами», назвав Николь Кидман «прекрасной актрисой»
В интервью британскому журналу Sight & Sound Том Круз дал редкий комментарий по поводу съёмок с Николь Кидман в фильме Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами». Актёр назвал бывшую жену «прекрасной актрисой», а также рассказал о деталях съёмочного процесса. Круз вспомнил, как перед съёмками встретился с Кубриком у него дома: «По сути, для нас это стало знакомством. И в процессе я предложил ему взять Николь на роль [Элис]. Потому что она, безусловно, прекрасная актриса». В итоге супруги Круз и Кидман получили роли супругов Хартфорд в «С широко закрытыми глазами». Актёр рассказал, что они усердно работали над картиной (перфекциониста Кубрика это наверняка не могло не радовать) и что в этой работе велика была доля импровизации: «Это был уникальный опыт работы в небольшой команде. Мы приехали [на съёмки] летом и, в сущности, это были пробы… сценарий существовал на уровне идеи. Мы постоянно переписывали сцены, снимали их, а потом переснимали, чтобы нащупать верную интонацию фильма». В 2020 году в интервью New York Post Николь Кидман рассказывала, что, несмотря на довольно мрачную атмосферу фильма, они с Крузом всегда находили способы поднять себе настроение после трудного съёмочного дня: «После этих [тяжёлых] сцен мы гоняли на картах. Мы арендовали картодром и в три часа ночи устраивали себе гонки». Кидман также вспоминала, что в то время они с Крузом как раз воспитывали дочь Изабеллу и сына Коннора и устраивали семейные ужины, на которые нередко заглядывал Кубрик: «У нас было двое детей, мы жили в трейлере на съёмочной площадке и в основном готовили спагетти, потому что Стэнли нравилось ужинать вместе с нами время от времени. Мы работали с величайшим режиссёром, многое узнавали о своей жизни и наслаждались временем, проведённым на площадке». Триллер «С широко закрытыми глазами» вышел на экраны в 1999 году, а в 2001-м Круз и Кидман развелись. В интервью журналу DuJour в 2012 году актриса призналась, что развод стал для неё «ударом» и ей «понадобилось много времени, чтобы прийти в себя».
11 МАЯ

Сериал дня. Джейми Ли Кёртис и Blumhouse Television превратят в сериал бестселлер Мариши Пессл «Darkly»
Обойдя конкурентов, компания Blumhouse Television приобрела права на экранизацию бестселлера Мариши Пессл «Darkly», изданного в прошлом году. Производством сериала на пару с Blumhouse займется компания Джейми Ли Кёртис Comet Pictures. В настоящий момент Кёртис и Джейсон Блум ищут для проекта подходящего сценариста. «Darkly» — психологический триллер, главная героиня которого, Диа Гэннон, вместе с ещё шестью тинейджерами со всего мира выбрана для стажировки в компании «Darkly», разрабатывающей культовые видеоигры. Диа давно одержима мрачными шедеврами от «Darkly» и их создательницей Луизианой Ведой. После внезапной и загадочной смерти Веды компания бездействует, а её игры оцениваются в миллионы долларов как раритетные произведения искусства. Для Диа и её новых друзей эта стажировка — что-то вроде экскурсии мечты, но вскоре она превращается в подобие хоррор-квеста. Погрузившись в дела компании, девушка обнаруживает скрытые символы, которые могут пролить свет на обстоятельства смерти Луизианы Веды — а заодно помочь героине понять, почему именно ей, вечной неудачнице, так повезло оказаться среди стажёров в «Darkly». Кёртис в последние годы нередко принимает участие в производстве жанровых проектов — её продюсерская активность началась с «Хэллоуина» Дэвида Гордона Грина. У компании актрисы Comet Pictures — контракт с Blumhouse, в рамках которого Кёртис спродюсировала сериал «Липучка» и готовящуюся к выходу многосерийку «Скарпетта» (экранизацию серии книг о судмедэксперте с талантом сыщицы), где она также сыграла вместе с Николь Кидман.
25 АПРЕЛЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
Уходит в небо. Памяти Евгения Доги
На прошлой неделе не стало советского и молдавского композитора, помимо прочего сочинившего музыку к паре сотне фильмов. KNMN под руководством музыкального критика Дениса Бояринова погружается глубоко в творчество мэтра
11 ИЮНЯ

Отвратительный семьянин против харизматика Пола Радда в «Дружбе»
16 ИЮНЯ, 17:30

Драконы, маги, отцеубийство и мировая разруха в «Сказаниях Земноморья»
16 ИЮНЯ, 17:16

Молодость, VHS и DeepFake в мокьюментари «Ровесник»
15 ИЮНЯ