Рецензия на фильм «Оторви и выбрось»

В прокат выходит второй фильм Кирилла Соколова, чья черная комедия «Папа, сдохни» три года назад стала сенсацией. Впечатлениями от новой картины режиссера делится Кирилл Горячок.

Отбыв срок в колонии, Ольга (Виктория Короткова) возвращается в родной поселок, чтобы забрать свою дочь Машу (Софья Круглова) и отправиться искать лучшей жизни в городе. Однако Вера Павловна (Анна Михалкова), мама Ольги, не собирается отдавать девочку дочке-преступнице и готова пойти на все, чтобы оставить ее себе. Чтобы достать сбежавшую парочку, бабушка идет к соседу Олегу (Александр Яценко), бывшему полицейскому, с котором у Ольги был роман. Вскоре семейная вражда доходит на крайности.

Драмеди «Оторви и выбрось» продолжает заданные в дебютном фильме Кирилла Соколова «Папа, сдохни» темы. Режиссер остроумно и едко, очевидно имея за плечами личный опыт и травму, критикует российскую семью. Первая картина Соколова была сосредоточена на мужском начале, в центре событий был Отец как первопричина всех бед. В «Оторви и выбрось», наоборот, маскулинность значительно ослабела, именно женщина-мать глобально становится тем злом, которое поедает себя и своих близких.

Параллельно погоне бабушки за дочерью и внучкой по глухим лесам и пустым деревенским дорогам, в «Оторви и выбрось» развивается и вторая сюжетная линия. Надзирательница в тюрьме (Ольга Лапшина), где сидела Ольга, пытается наладить контакт с сыном (Данил Стеклов), который для себя избрал тот же путь, что и мать. Через этих вроде бы незначительных для общей истории героев Соколов демонстрирует суть своей картины, заключающуюся в том, что между российской семьей и российской тюрьмой можно найти много общего. Все персонажи «Оторви и выбрось» делятся на тех, кто сидит, и тех, кто надзирает и наказывает. Просто происходит это не только непосредственно за решеткой, но и дома у бабушки, в абьюзивных отношениях с полицейским.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Соколов довольно пессимистичен, несмотря на условно светлый финал. Все внутри семьи (и страны) грызут друг друга до последней капли крови, а опомниться получается только в последний момент, когда уже слишком поздно. И выхода из сложившейся ситуации никакого нет. Даже девочка Маша, которая вроде бы является неким моральным камертоном «Оторви и выбрось», все-таки становится главной жертвой этого круговорота насилия.

Из всего вышеописанного может сложиться впечатление, что «Оторви и выбрось» — мрачная и депрессивная картина в духе Балабанова. Однако Кирилл Соколов, продолжая жанровые и эстетические эксперименты «Папа, сдохни», наоборот, всеми силами пытается сделать историю несерьезной и предельно условной. И в трагическом несоответствии «тарантиновского» монтажа и комичного, почти мультяшного насилия с серьезной социальной проблематикой кроется главная проблема фильма. Попытка рассмешить зрителя черным юмором почти всегда оборачивается провалом. Признания в любви классике криминального кино просто не вяжутся в «Оторви и выбрось» с основным посылом, и, пожалуй, вообще не ложатся на российскую почву.

К счастью, диссонансы, которые порой вызывает картина своими стилистическими играми, вполне успешно сглаживает актерский состав, блестяще подобранный и сыгранный. Героиня Анны Михалковой действительно вселяет некий иррациональный страх, в ней легко узнается архетип властной матери, которая жаждет привязать к себе своих детей. Вместе с Александром Яценко, чей образ гораздо мягче и комичнее, у них получился хороший злодейский дуэт, за которым интересно следить. Между Викторией Коротковой и юной Софьей Кругловой порой чувствуется фальшь и отсутствие химии, но ударные сцены обе актрисы отыгрывают замечательно. Соколов вообще хорошо взаимодействует с артистами, и хотелось бы, чтобы в будущем он делал упор на них, а не на архаичные оммажи Тарантино и Скорсезе.

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Восхитительная воительница: Рыжая Соня и женские образы в фэнтезийном кинематографе
Статьи
Восхитительная воительница: Рыжая Соня и женские образы в фэнтезийном кинематографе
В прокат выходит «Рыжая Соня» - новая экранизация фэнтезийной классики о храброй и сильной женщине, взявшей в руки меч, чтобы бороться против тирании. Когда-то она была одной из первых героинь, бросивших вызов миру, где безраздельно правили мужчины, и доказавших, что фэнтези и феминизм никак не конфликтуют. KNMN рассказывает о богатом историческом наследии, стоящем за фигурой девы-воительницы в книгах, комиксах и, наконец, фильмах
Как жить вместе и срастись телами в ромкоме/боди-хорроре «Одно целое»
Рецензии
Как жить вместе и срастись телами в ромкоме/боди-хорроре «Одно целое»
Как жить вместе и срастись телами в ромкоме/боди-хорроре «Одно целое»
Рецензии
Встреча со старыми друзьями и крюком в «Я знаю, что вы сделали прошлым летом»
Как жить вместе и срастись телами в ромкоме/боди-хорроре «Одно целое»
Статьи
«Когда мне было 11 лет, в нашей школе установили компьютер». Какие воспоминания разлочил ререлиз фильмов «Питер FM» и «Прогулка»?