Рецензия на фильм «Отверженные»

Франция. Начало XIX века. Каторжник Жан Вальжан (Хью Джекман), проведший в заключении 19 лет, получает вольную. Обозлённый на весь белый свет, он совершает кражу в храме, но епископ прощает его, что становится переломным моментом в судьбе Жана. Он решает помогать бедным и бездомным. Вначале он основывает фабрику, чуть позже — усаживается в кресло мэра небольшого городка. На смертном одре девушки Фантины (Энн Хэтэуэй), одной из своих работниц, Вальжан обещает взять на воспитание её дочь Козетту (Аманда Сэйфрид). Тем временем по следу Вальжана идёт инспектор полиции Жавер (Рассел Кроу), считающий, что единожды оступившийся преступник, никогда не сможет измениться до конца...


Роман-эпопея Виктора Гюго имеет внушительный послужной список по части всевозможных экранизаций. И на то есть причины: проза великого француза, по праву занимающая своё место в сокровищнице мировой литературы, столь многогранна и многослойна (как на уровне сюжетных перипетий, так и смысловой нагрузки), что каждый из новых режиссёров-экранизаторов без труда обнаруживает там что-то для себя, формально реализуя всем известную историю о хрестоматийном противостоянии Вальжана и Жавера. Англичанин Том Хупер, однако, пошёл своим путём, взяв за основу не роман как таковой, а театральный мюзикл, отметивший в прошлом году 25-летний юбилей. Именно эта деталь, пожалуй, и является ключом к пониманию творящегося на экране.

А там, на экране, все всё время поют, чуть-чуть танцуют и почти не говорят. Просто одна песня сменяется другой, содержание которых и передаёт настроения и желания героев. Подобный авторский ход (обычно всё-таки мюзиклы имеют «разговорную» часть) требует некоторого привыкания, после чего «Отверженные» воспринимаются ровно так, как того, по всей видимости, и хотел Хупер. Будучи приверженцем большого стиля (это было заметно ещё по «Король говорит!»), режиссёр не жалеет сил на создание предреволюционной атмосферы, имевшей место во Франции в 40-е годы XIX века. Решаемая им задача достаточно очевидна: с одной стороны, уложить в песенный формат судьбы главных героев, а с другой — перебросить мосты-аллегории между европейским кризисом 1848-1849 годов и экономически-общественными неурядицами 2008-2013-х.

Том Хупер снял во всех смыслах громкий мюзикл, ориентируясь на лучшие голливудские образцы. С учётом вложенных средств (речь не только о бюджете, но и о творческой составляющей), не стоит сомневаться — продюсеры делали ставку на оскаровские номинации. Киноакадемия ответила взаимностью. Подобная гармония отнюдь не случайна. Англичанин, кажется, сумел найти формулу успеха, гарантирующую нужный результат. Обвинения в конъюнктурности возможны, но, по большому счёту, неуместны. Будучи талантливым режиссёром, Хупер лишь прилежно реализует собственный потенциал. И «Отверженные» — лучшее тому доказательство.

Поделиться