Рецензия на фильм «ПРЕДЧУВСТВИЕ»

Состоялась цифровая премьера сай-фай-мелодрамы Бертрана Бонелло, участвовавшего в конкурсе Венецианского фестиваля. Впечатлениями от новой картины режиссера «Дома терпимости» и «Сен-Лорана» делится Кирилл Горячок.

2044 год. Габриэль (Леа Сейду), тяжело переживая одиночество и тоску, решает сделать операцию по очистке ДНК от эмоций. Она ложится в ванну с черной субстанцией и погружается в видения своих прошлых жизней: в 1910-м и 2014-м годах. В них Габриэль снова и снова встречается с Луи (Джордж МакКей). Они влюбляются друг в друга, но что-то всегда идет не так. Чтобы избавиться от этой боли, девушке необходимо прожить каждый момент этой трагической любви.

«Предчувствие» французского режиссера Бертрана Бонелло, автора эстетской биографии Ива Сен-Лорана, задумывалось еще в доковидные годы. Тогда пару Леа Сейду должен был составить Гаспар Ульель, но он трагически погиб в 2022 году. Бонелло нашел ему замену в лице британского артиста Джорджа МакКея, а сам фильм посвятил Ульелю. Печальная история «Предчувствия» об упущенной любви во многом резонирует с судьбой ушедшей звезды французского кино.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Сюжет фильма можно разделить на три самостоятельные части, в которых разворачивается более-менее похожая история о «невстрече» женщины и мужчины. Оригинальное название «Предчувствия» — La bête, «Зверь», отсылает к рассказу Генри Джеймса «Зверь в чаще», мотивы которого и легли в основу картины Бонелло. Действие первой новеллы, первой «прошлой жизни» Габриэль, разворачивается в аристократическом салоне в начале ХХ века и практически полностью повторяет текст Джеймса. Но вскоре становится очевидно, что классическая литература — лишь отправная точка для постмодернистской игры режиссера.

«Предчувствие» может сперва обескуражить своей тяжеловесностью и многозначительностью. Однако зритель, решивший все-таки разобраться в этом ребусе, будет вознагражден. Несчастная любовь Габриэль и Луи окружена тревожными символами и недобрыми знаками: голубь, влетевший в окно, природный катаклизм (наводнение или землетрясение), гадалка, предвидящая смерть, нож на столе и много-много кукол — бесчувственных и оттого очень страшных. Главная тема «Предчувствия» — очищение от эмоций, которые искусственный интеллект, управляющий человечеством в 2044 году, считает лишними и ненужными. Габриэль готова отказаться от них, чтобы не испытывать боль от одиночества, но каждая встреча с Луи пробуждает в ней еще более сильные чувства.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

У Сейду и МакКея получился необычный и — под стать фильму — странный дуэт, который удивляет притягательным несоответствием персонажей: высокий, немного нелепый, с большими глазами и вытянутым лицом Луи и женственная, немного потерянная Габриэль. Самое интересное начинается во «второй жизни» героини, когда та оборачивается неудачливой моделью с комплексом неполноценности, а Луи — блогером-инцелом, который хочет отомстить всем блондинкам за то, что те не обращают на него внимания (реальная история, произошедшая в США в 2014 году). Напряжение между любовниками нарастает вместе с уровнем абсурда и сюрреализма. Бонелло, в лучших традициях Дэвида Линча, нагнетает тревожное напряжение из сочетания несочетаемого в одной сцене. Предчувствие, что сейчас произойдет что-то непоправимое, режиссер использует в фильме очень хорошо, порой натурально до мурашек.

Сам Бонелло называет «Предчувствие» своей лучшей работой и, пожалуй, можно с ним согласиться. Амбициозный постмодернистский замысел определенно удался, несмотря на довольно высокий порог вхождения в этот вычурный мир фантазий и любовных трагедий. Наверное, главное достоинство картины в том, что она на протяжении двух часов не теряет основную тему — дегуманизацию, бесчувственность и фатализм современной жизни. Если век назад любовь не могла случиться из-за какой-то трагической случайности, то в ближайшем будущем, управляемом нейросетью, она уже попросту невозможна, должна быть очищена вместе с другими ненужными эмоциями. И кода «Предчувствия» в этом смысле похожа на культовый финал «Вторжения похитителей тел» 1978 года и не оставляет зрителю надежды, что дурные предчувствия вдруг обернутся счастливой развязкой.


ГДЕ СМОТРЕТЬ:

Кинопоиск, Okko, Wink, KION

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Байкер, боксёр, вампир, крокодил: Майкл Мэдсен после «Бешеных псов» — глазами Квентина Тарантино
Статьи
Байкер, боксёр, вампир, крокодил: Майкл Мэдсен после «Бешеных псов» — глазами Квентина Тарантино
3 июля 2025 года ушёл из жизни Майкл Мэдсен — культовый артист, мастер эпизода, король B-movies. Спустя почти месяц после его смерти Квентин Тарантино, для которого Мэдсен был не только актёром-талисманом, но и добрым другом, в подкасте «Pure Cinema» почти 4 часа говорил о Майкле. Режиссёр отобрал 10 самых интересных, по его мнению, фильмов и сериалов, в которых снялся Мэдсен после «Бешеных псов» — помимо больших студийных проектов, которые всем хорошо известны. Вслед за Тарантино KNMN бросается в тихий омут direct-to-video и телевидения второго эшелона, проинспектировав все рекомендации режиссёра (комментарии Квентина прилагаются)
Творческая катастрофа или будущая культовая классика? Айс Кьюб перед компом противостоит инопланетянам в «Войне миров»
Рецензии
Творческая катастрофа или будущая культовая классика? Айс Кьюб перед компом противостоит инопланетянам в «Войне миров»
Творческая катастрофа или будущая культовая классика? Айс Кьюб перед компом противостоит инопланетянам в «Войне миров»
Рецензии
Лихая молодость, отвязная мать, поэзия дороги и байки про сайентологов в мемуарах Джоша Бролина «Из-под грузовика»
Творческая катастрофа или будущая культовая классика? Айс Кьюб перед компом противостоит инопланетянам в «Войне миров»
Статьи
Эксперименты против стагнации: как Sony Pictures Animation победила Pixar на её же поле