В 1998-м американский писатель-фантаст Тед Чан опубликовал рассказ «История твоей жизни». За следующие два года эта работа собрала полдюжины номинаций на различные престижные премии и две награды, включая Nebula Award. Текст считался неэкранизируемым, но Дени Вильнев («Пленницы», «Враг», «Убийца») все же решил перенести события рассказа на большой экран — и, как можно было понять уже по реакции аудитории Венецианского фестиваля, где состоялась премьера фильма, с задачей режиссер вполне справился.
На Землю прибывают инопланетные гости. 12 идентичных кораблей, похожих на гигантские бананы, отлитые из неизвестного материала, синхронно появляются в разных точках планеты. Пришельцы не проявляют агрессии — да и вообще предпочитают никак не проявляться, но человечество все же настораживается. Американские военные, не способные самостоятельно наладить контакт с чужаками, обращаются за помощью к лингвисту Луизе Бэнкс (Эми Адамс) и физику Иэну Доннелли (Джереми Реннер) — те должны проникнуть в корабль и попытаться найти общий язык с инопланетянами.
Первое и самое важное, что можно сказать о «Прибытии»: Вильнев снял ленту неземной красоты. Строгая геометрия кадра, сдержанная палитра, саундтрек исландского композитора Йохана Йоханнссона (Вильнев работает с ним не первый год) — все элементы отобраны и подогнаны друг к другу так, чтобы зритель наверняка испытал эстетическое удовольствие. Даже закорюки, с помощью которых инопланетяне общаются, и космические корабли (особенно на фоне облаков, переваливающихся через горную гряду) выглядят как арт-объекты. Визуал в «Прибытии» — главное, и он затмевает сюжет.
Между тем, сама изложенная в картине история, пускай и довольно любопытная, сразу же заставляет вспомнить фантастические произведения прошлых лет. Можно провести параллель, например, с «Бойней номер пять» Воннегута, можно поискать аналогии в японских визуальных романах. Также довольно трудно избежать сравнений с фильмом Нолана «Интерстеллар» — но это связано, в первую очередь, даже не с сюжетом как таковым, а с целями и методами режиссеров. Вильнев, как и Нолан, снимает как бы о пришельцах, о чем-то иноземном — но во главу угла ставит человеческие чувства и связи. Он, как и коллега, манипулирует зрителем, использует мелодраму как рычаг, надеясь вызвать эмоции. У кого получается лучше — вопрос личных предпочтений. Можно сказать, что у Вильнева лента вышла более лаконичной, сдержанной и в результате точной, чем работа Нолана; в ней, кроме того, полностью отсутствует какой-либо экшен — что ортодоксальные поклонники научной фантастики, наверно, расценят как достоинство, а любители современных киноблокбастеров — как недостаток. Тем не менее, иногда кажется, что «Прибытие» получилось слишком холодным и скалькулированным, чтобы спровоцировать действительно сильную эмоциональную реакцию.
Ситуацию спасает Эми Адамс. Эта актриса — один из главных козырей «Прибытия», в историю можно поверить именно благодаря ее увлеченности и естественности. На фоне совершенного инопланетного великолепия героиня Адамс выглядит проявлением красоты земной, теплой, человечной, несовершенной. Сама лента «Прибытие» тоже, пожалуй, не идеальна (или, по крайней мере, как отмечают поклонники оригинального рассказа, проигрывает первоисточнику), но так, наверное, и задумывалось. В конце концов, месседж этого фильма можно считать так: уверенность в том, что в будущем что-то пойдет не идеально, не является оправданием бездействия.
- О фильме
- Создатели и актеры
- Видео
- Рецензия
- Кадры
- Публикации
- Фильм в коллекциях
- Смотреть онлайн
- Еще
Рецензия на фильм «Прибытие»
Картина про пришельцев и их странные корабли от Дени Вильнева оказалась любопытным высказыванием, которое некоторые критики уже записали в лучшие фильмы года. Сергей Оболонков объясняет, чем же так хорошо «Прибытие».
11 НОЯБРЯ 2016
Текст: Сергей Оболонков

Далее по теме

Кастинг дня. Ана де Армас в океанской бездне с Томом Крузом, Рэйф Файнс в роли президента Сноу в приквеле «Голодных игр» и др.
Если верить инсайду сайта Deadline, Ана де Армас готова погрузиться с Томом Крузом в глубины океана в фантастическом триллере Дага Лаймана «Deeper». Это голливудский долгострой, который находится в разработке почти десятилетие: в разное время его планировали ставить Корнел Мундруцо и Бальтасар Кормакур, а на главную роль претендовали Брэдли Купер и Идрис Эльба. Главный герой истории — астронавт, который в глубоководном аппарате погружается в неисследованную впадину и сталкивается там с чем-то ужасным. Над новой версией сценария работает соратник Круза по франшизе «Миссия невыполнима» Кристофер МакКуорри. Проектом занимается Warner Bros., которая собирается потратить на производство $200 миллионов. Рэйф Файнс сыграет президента Сноу в приквеле «Голодных игр» — «Голодные игры: Рассвет Жатвы». В основных фильмах франшизы Сноу играл Дональд Сазерленд, ушедший из жизни в 2024 году, а в приквеле «Баллада о змеях и певчих птицах» — Том Блайт. В «Рассвете Жатвы» молодой Хеймитч Эбернети (Джозеф Зэйда) выиграет 50-е Голодные игры. В фильме также заняты Уитни Пик, Маккенна Грейс, Джесси Племонс, Келвин Харрисон-мл., Майя Хоук, Лили Тейлор и Бен Ван. Поставит приквел штатный режиссёр франшизы Фрэнсис Лоуренс. Кирстен Данст подписалась на главную роль в триллере «Самопомощь» (Self Help), который станет режиссёрским дебютом Флоры Бирнбаум — сценаристки сериалов «Американская история преступлений» и «Жизни матрёшки». Действие развернётся в охваченном пламенем Лос-Анджелесе. Пока количество жертв пожаров растёт, главная героиня становится свидетельницей ДТП, виновник которого скрылся. Происшествие, в котором замешан богатый застройщик, становится ключом к масштабному заговору. Среди продюсеров фильма значится Уилл Феррелл. Элизабет Олсен составит компанию Кристен Стюарт и Оскару Айзеку в вампирском триллере «Плоть богов» (Flesh of the Gods), за постановку которого планирует взяться режиссёр «Мэнди» Панос Косматос. За драматургию отвечает сценарист «Семи» Эндрю Кевин Уокер. В гламурном Лос-Анджелесе 1980-х главные герои, супруги Рауль (Айзек) и Алекс (Стюарт), каждый вечер покидают свои апартаменты в роскошном небоскрёбе и отправляются в наэлектризованный ночной город. Однажды судьба сводит их с загадочной незнакомкой и её свитой — так Алекс и Рауль открывают для себя мир гедонизма, острых ощущений и насилия. Сэмюэл Л. Джексон, Ева Грин и Мария Педраса сыграют в нуарном триллере «Just Play Dead», который поставит временно отвлекшийся от сериалов Гэри Фледер, когда-то снимавший крепкое криминальное кино («Чем заняться мертвецу в Денвере», «Целуя девушек», «Вердикт за деньги»). Герой Джексона — загнанный в угол федералами преступный гений Джек, который решает инсценировать свою смерть, получив с помощью «скорбящей» жены Норы (Грин) $30 млн по страховке и обвинив в своём убийстве её любовника Чада. Но у Норы есть свой план: она решает убить Джека по-настоящему, подставив Чада и получив всю страховку целиком. Аманда Сайфред и Скут МакНэйри возглавили каст романтического триллера о побеге из тюрьмы «Жизнь и смерти Уилсона Шедда» (The Life and Deaths of Wilson Shedd). Фильм ставит по собственному сценарию Тим Блейк Нельсон, съёмки уже стартовали и проходят в Джорджии. Героиня Сайфред — учительница, страдающая в ужасном браке с мужем-абьюзером. Она получает работу в тюрьме строгого режима, влюбляется там в харизматичного заключённого (МакНэйри), и эта влюблённость приводит к катастрофическим последствиям. Мадс Миккельсен получил главную роль в триллере «Сириус» (Sirius) — режиссёрском дебюте известного монтажёра Ли Смита, работавшего с Питером Уиром, Сэмом Мендесом и Кристофером Ноланом (за монтаж «Дюнкёрка» он получил «Оскара»). Сценарий сочинил Тони Мошер («Механик: Воскрешение»). Детали сюжета держатся в секрете — известно лишь, что нас ждёт экшен-триллер, вдохновлённый реальными историями из практики «Сириуса», элитного подразделения ВМФ Дании, патрулирующего побережье Гренландии на всём его протяжении.
18 МАЯ

Цифра дня. «Одиссея» Кристофера Нолана будет на 100 процентов снята на камеры Imax
«Одиссея» Кристофера Нолана станет первым в истории игровым коммерческим фильмом, который будет целиком, на 100 процентов, снят на плёночные камеры Imax. После кассового успеха «Оппенгеймера», собравшего в залах Imax $190 миллионов (это 20% от общей мировой кассы фильма), Нолан решил снять свой следующий фильм полностью на камеры Imax — и поставил перед компанией задачу усовершенствовать своё оборудование. Режиссёр попросил сделать камеры легче и тише, а также ускорить процессы сканирования и обработки 70-миллиметровой плёнки, чтобы появилась возможность смотреть отснятый материал прямо в день съёмок. В Imax пошли Нолану навстречу — глава компании Рич Гелфонд на пресс-ланче в Каннах в четверг рассказал о новых Imax-камерах: «Крис позвонил мне и сказал: “Если вы сможете решить все эти проблемы, я сниму «Одиссею» на 100 процентов в формате Imax”». И мы это сделали. Он заставил нас переосмыслить эту сторону нашего бизнеса, то, что касается наших плёночных рекордеров, наших плёночных камер». В итоге новые камеры стали значительно легче и на 30% тише (и теперь мы наконец-то расслышим у Нолана все диалоги, которые раньше в Imax-фрагментах звучали приглушённо). Все новые камеры пока что задействованы только на съёмках «Одиссеи», но в будущем Imax начнёт сдавать их в аренду другим режиссёрам. В компании уверены, что спрос будет большой.
15 МАЯ

Кинопроба дня. Алексей Герман-мл. готов предложить Михаилу Ефремову кинопробу на одну из ролей в своём фильме об Эйзенштейне
Алексей Герман-мл. пообщался с журналистами на «Ленфильме». Как сообщает ТАСС, среди прочего режиссёр заявил, что готов предложить Михаилу Ефремову поучаствовать в кинопробах на одну из ролей в своём новом проекте — фильме о Сергее Эйзенштейне. Герман-мл. уточнил, что речь идёт не о главной роли: «Не на Эйзенштейна, но я хочу попробовать Михаила, если у него всё будет [хорошо] со здоровьем, на одну из ролей. Это огромный проект. Мы будем делать довольно большие пробы, если дойдёт до съёмок. И есть какой-то пул актёров, которых я очень бы хотел видеть, но их некорректно называть до проб. Будет много известных артистов». Режиссёр считает, что в настоящий момент Ефремов остро нуждается в поддержке: «Миша свою боль, свой страх и свою скорбь, мне кажется, наверное, искупил. <…> Надо его поддерживать и быть за него, надо стараться всегда протягивать руку, а не отталкивать человека. Потому что мы все под Богом ходим». Также Герман-мл. назвал проект об Эйзенштейне «киноманским фильмом», но в то же время рассчитанным на широкий прокат, в том числе международный. Постановщик сообщил, что сейчас идёт работа над сценарием (первый вариант уже готов). По словам Германа-мл., значительная часть картины будет посвящена съёмкам «Ивана Грозного». Режиссёр заявил, что масштаб замысла сравним с «Оппенгеймером» Кристофера Нолана: «По замаху — это туда, в ту сторону». Михаил Ефремов, который отбывал срок за ДТП, повлекшее за собой смерть человека, условно-досрочно освободился из исправительной колонии 9 апреля. Судя по сообщениям в прессе, у актёра серьёзные проблемы со здоровьем, в частности — обострение хронической обструктивной болезни лёгких.
17 АПРЕЛЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
25 лет с «Любовным настроением». Из чего состоит главный шедевр Вонг Кар-Вая
В дни, когда только и разговоров, что о Каннском кинофестивале, KNMN вспоминает, как создавался один из самых красивых и влиятельных фильмов XXI века, впервые показанный именно в Каннах
21 МАЯ, 12:38

Канны-2025: Эпидемия, Освенцим и Бенисио Дель Торо в роли дельца
21 МАЯ, 17:37

Канны-2025: Борьба с зависимостью и бездомностью, съёмки киношедевра и послеродовая депрессия
19 МАЯ

Индастриал в кино: К 60-летию Трента Резнора
19 МАЯ