Рецензия на фильм «Прибытие»

Картина про пришельцев и их странные корабли от Дени Вильнева оказалась любопытным высказыванием, которое некоторые критики уже записали в лучшие фильмы года. Сергей Оболонков объясняет, чем же так хорошо «Прибытие».

В 1998-м американский писатель-фантаст Тед Чан опубликовал рассказ «История твоей жизни». За следующие два года эта работа собрала полдюжины номинаций на различные престижные премии и две награды, включая Nebula Award. Текст считался неэкранизируемым, но Дени ВильневПленницы», «Враг», «Убийца») все же решил перенести события рассказа на большой экран — и, как можно было понять уже по реакции аудитории Венецианского фестиваля, где состоялась премьера фильма, с задачей режиссер вполне справился.

На Землю прибывают инопланетные гости. 12 идентичных кораблей, похожих на гигантские бананы, отлитые из неизвестного материала, синхронно появляются в разных точках планеты. Пришельцы не проявляют агрессии — да и вообще предпочитают никак не проявляться, но человечество все же настораживается. Американские военные, не способные самостоятельно наладить контакт с чужаками, обращаются за помощью к лингвисту Луизе Бэнкс (Эми Адамс) и физику Иэну Доннелли (Джереми Реннер) — те должны проникнуть в корабль и попытаться найти общий язык с инопланетянами.

Первое и самое важное, что можно сказать о «Прибытии»: Вильнев снял ленту неземной красоты. Строгая геометрия кадра, сдержанная палитра, саундтрек исландского композитора Йохана Йоханнссона (Вильнев работает с ним не первый год) — все элементы отобраны и подогнаны друг к другу так, чтобы зритель наверняка испытал эстетическое удовольствие. Даже закорюки, с помощью которых инопланетяне общаются, и космические корабли (особенно на фоне облаков, переваливающихся через горную гряду) выглядят как арт-объекты. Визуал в «Прибытии» — главное, и он затмевает сюжет.

Между тем, сама изложенная в картине история, пускай и довольно любопытная, сразу же заставляет вспомнить фантастические произведения прошлых лет. Можно провести параллель, например, с «Бойней номер пять» Воннегута, можно поискать аналогии в японских визуальных романах. Также довольно трудно избежать сравнений с фильмом Нолана «Интерстеллар» — но это связано, в первую очередь, даже не с сюжетом как таковым, а с целями и методами режиссеров. Вильнев, как и Нолан, снимает как бы о пришельцах, о чем-то иноземном — но во главу угла ставит человеческие чувства и связи. Он, как и коллега, манипулирует зрителем, использует мелодраму как рычаг, надеясь вызвать эмоции. У кого получается лучше — вопрос личных предпочтений. Можно сказать, что у Вильнева лента вышла более лаконичной, сдержанной и в результате точной, чем работа Нолана; в ней, кроме того, полностью отсутствует какой-либо экшен — что ортодоксальные поклонники научной фантастики, наверно, расценят как достоинство, а любители современных киноблокбастеров — как недостаток. Тем не менее, иногда кажется, что «Прибытие» получилось слишком холодным и скалькулированным, чтобы спровоцировать действительно сильную эмоциональную реакцию.

Ситуацию спасает Эми Адамс. Эта актриса — один из главных козырей «Прибытия», в историю можно поверить именно благодаря ее увлеченности и естественности. На фоне совершенного инопланетного великолепия героиня Адамс выглядит проявлением красоты земной, теплой, человечной, несовершенной. Сама лента «Прибытие» тоже, пожалуй, не идеальна (или, по крайней мере, как отмечают поклонники оригинального рассказа, проигрывает первоисточнику), но так, наверное, и задумывалось. В конце концов, месседж этого фильма можно считать так: уверенность в том, что в будущем что-то пойдет не идеально, не является оправданием бездействия.

Поделиться