Максим приехал в Париж, похоже, впервые. Ему всё интересно, будь то, рекламные растяжки или полицейский, у которого он просит билет на обратный проезд. Зайдя в гостиницу Максим знакомится с американским бизнесменом Джеком Лестерхофом. У Джека свои проблемы - сделка, которую он готовил несколько месяцев, на грани срыва. К тому же ему нужен хороший переводчик. Максим незамедлительно предлагает свои услуги, взамен прося лишь одно - переночевать в номере Джека. Из-за слишком эксцентричного поведения Максима сделка провалится. Тем не менее, в лице Лестерхофа он найдёт друга. Максим признаётся Джеку, что хочет уехать в Индию на поиски любимой девушки Жюстин. Бизнесмен принимает это предложение, и друзья отправляются в эту таинственную и далёкую страну, где их ожидают новые приключения, встречи и открытия.
"В этом фильме, - говорят режиссёры, - мы попытались создать персонажи, основываясь на наших соответствующих личностях и характерах. Паскаль источник образа Максима. Жан-Марк источник образа Джека. Из всех трёх фильмов именно для героев третьего мы больше всего подчеркнули в наших характерах ". "Просветление" развивает идеи заложенные в "Трилогии свободы". Если в "Любовниках" и "Слишком много плоти" главные герои пытались бороться с окружающей их несправедливостью, бороться, не надеясь на положительный исход дела, то здесь, Максим и Джек осознано убегают в шумный и разноцветный мир индийской жизни. Все свои проблемы и заботы они оставляют в Париже. Жюстин, принявшая обет монахини, с радостью встречает друзей. Они живут, радуясь каждому мгновению проведенному вместе. Перед отбытием в Индию Джек встретился с сестрой Максима, которая утверждала, что её брат ума лишённый, сбежавший из больницы. Сей факт объясняет непонятные и нелепые поступки друга. Со временем Лестерхоф понимает, чего ему не хватало всю жизнь. Не хватало той непосредственности, с которой Максим относится к окружающему его миру.
В отличие от "спрессованных" объективной реальностью героев предыдущих фильмов Трилогии, Максим и Джек свободны в своих действиях и поступках, мыслях и решениях. Эксцентричность Максима, которая отчасти объясняется его недугом, передаётся и Джеку. Эксцентричность со знаком плюс. Эксцентричность, несущая в себе мощнейший заряд позитивной энергии, и попросту добра. Индия, со своей спокойной, не спешащей, размеренной жизнью, лучшая сценическая площадка для воплощения всех затей Максима.
Заключительная часть трилогии, дело ответственное, ко многому обязывающее. Выводы, как правило, всегда делаются по окончанию всей работы. В данном случае, режиссёрам удалось сохранить целостность и внести неуловимый, но от этого не менее приятный, элемент игры со зрителем.