Рецензия на фильм «Пятое измерение»

Законспирированная правительственная лавочка продолжает начатые еще нацистами эксперименты над людьми с паранормальными способностями. После одного из таких экспериментов из секретной лаборатории сбегает опытный образец – телепатка Кира (Белль), способная манипулировать волей и памятью людей. Прихватив с собой ценный кейс, Кира становится объектом охоты, которую возглавляет агент Карвер (Хонсу), похожий на сердитого элегантного гангстера. У беглянки, однако, есть и добровольная паранормальная группа поддержки, также занимающаяся ее поисками: вооруженная пророческими видениями 13-летняя Кэсси (Фаннинг) подбивает на опасную игру в догонялки незадачливого телекинетика Ника (Эванс)…

Шотландцу МакГигану, право слово, не позавидуешь: не каждый сумеет выкрутиться, когда на руках – сценарий, смахивающий на полнометражную версию «Героев». МакГиган, однако, не зря слывет режиссером-хамелеоном (чтобы в этом убедиться, достаточно бросить беглый взгляд на его фильмографию), одинаково бойко ориентирующимся едва ли не в любой системе координат. Ушлый шотландец и в этот раз не сплоховал, учинив форменную детскую шалость: вторичный материал (телепаты, телекинетики и все прочее с приставкой «теле») он аккуратно обернул в оккупирующие внимание формалистские изыски, а уж в них-то постановщик «Счастливого числа Слевина» и «Гангстера №1» кое-что понимает.

Сюжетная банальщина (вроде «плохие экстрасенсы гоняются за хорошими») при этом никуда не делась – только подана она нынче под пряным соусом неонуара с элементами визуальной экзотики. Да, собственно, и паранормальные склонности персонажей МакГиган разыграл на славу: дорогого стоит сцена перестрелки, в которой зависшие в воздухе пистолеты разряжают обоймы без непосредственного участия своих владельцев. Есть, однако, и куда более интересный визионерский финт: действие, на счастье, разворачивается в Гонконге, и МакГиган с видимым удовольствием увлекается огнями большого города, расцвечивая картинку всеми цветами радуги (да еще и с кислотностью немалого градуса) и таким образом передавая привет, конечно же, Кар-Ваю. Детективная же схема, изобилующая сюжетными склейками на грани фола, родом из того самого pulp fiction, в котором герои зачастую превращаются в шахматные фигурки, и надуманные, но лихие сюжетные хитросплетения успешно задвигают на второй план нескладный внутренний мир персонажей – так что становится не важно, двигают ли они табуретки взглядом или более привычными способами.

Все вместе взятое, как детальки конструктора в пытливых детских ручонках, складывается в сооружение, которое любой мало-мальски грамотный архитектор забраковал бы на раз, но которое при этом необычайно радует глаз причудливостью форм и парадоксальной устойчивостью. Исключительное, словом, кино. Но шутки – шутками, а МакГиган (положа руку на сердце) – халтурщик, конечно. Но халтурщик на редкость обаятельный и изобретательный: такие в списки на увольнение не попадают – просто потому, что должен же быть кто-то, от кого можно ждать занятных несуразностей, с головой выдающих энтузиаста и выдумщика, выделяющегося на фоне скучных ремесленников, что уныло штампуют среднебюджетный продукт на задворках мейнстрима.

Поделиться