Париж. Разгар Второй Мировой Войны. Русская аристократка Ольга (Юлия Высоцкая), которая эмигрировала во Францию, помогает французскому Сопротивлению. Однажды, во время внезапной проверки, ее задерживает нацистский патруль за укрывательство еврейских детей. Сначала она попадает в тюрьму, где появляется надежда на быстрое освобождение. Однако у судьбы свои планы, и Ольга отправляется в «ад» — в концлагерь. Спустя некоторое время она сталкивается со своим давним поклонником Хельмутом (Кристиан Клаусс), штандартенфюрером СС. Кажется, что фортуна снова повернулась к ней лицом, но на войне ни в чем нельзя быть уверенным...
Благодаря выбранному художественно-документальному стилю повествования, фильм «Рай» воспринимается как воспоминание-интервью. С одной стороны, дела давно минувших дней, с другой — вот они, люди той эпохи, обращаются к зрителю, как к невидимому собеседнику. Делятся мыслями, переживаниями, тайнами. Будто отвечают на незаданные вопросы и оправдываются за принятые решения.
Авторы фильма проводят героев по тонкому канату, заставляют балансировать, выполняя капризы изощренной судьбы. Русская, но эмигрантка. Поклонник, но враг. Рай, но ад. И пока главная героиня пытается выжить в битве черного и белого, рефреном звучат рассуждения правильном и неверном, жизни и смерти, праве выбора и покорности.
Судьба каждого персонажа кажется настоящей, а не родившейся в голове драматурга. За каждой мельчайшей деталью чувствуется поистине титанический труд. Когда на экране первый раз появляется герой Кристиана Клаусса, он просто светится. Одетый с иголочки в форму штандартенфюрера СС, он счастлив от мысли, что участвует в великом деле — в строительстве рая на Земле. Менее сверкающий и самодовольный Филипп Дюкен понимает, что место в раю, который строят представители «высшей расы», уготовано далеко не каждому. Что до Юлии Высоцкой, все ее состояния — от желания убить за сигареты до готовности жертвовать собой — иллюстрация, что рай одних достигается за счет ада других. Жестоко, бескомпромиссно, честно.
Стоит отметить колоссальную работу, проведенную над драматургией, и режиссерские решения Андрея Кончаловского, добавившие в сценарий еще больше интриги и неоднозначности. На протяжении ленты взгляды каждого из героев подвергаются жесточайшим проверкам на умение адаптироваться. И режиссер настолько выкручивает ручку напряжения, что далеко не каждый это выдерживает. Правда, когда приходит время выносить вердикт, он отходит в сторону, делегируя роль судьи зрителю. Позиция «я рассказываю, а не навязываю» достигает своего апогея в сцене незадолго до финала. До нее герои еще придерживаются остатков своих принципов. До нее зрителю ясно, где черное, где белое, а где компромисс. А после этой сцены начинаются сомнения и вопросы. Значит, режиссер добился своего: сказал «А». А вот что идет после него — «В», «С» или даже «Z» — пускай решает зритель. Причем эдакое «хулиганство» со стороны постановщика ни на секунду не вызывает сомнений в его компетенции. Он-то прекрасно знает, что в головах у героев. Но подробно все разъяснять зрителю... Нет, для этих целей есть «попкорновое» кино. А Андрей Сергеевич уже давно отошел от того направления (недоразумение «Щелкунчик» — лишь исключение, подтверждающее это правило). В этот раз он снял военный фильм, но не про войну... Снял про людей, которые перестали быть людьми.
Название фильма, черно-белая манера повествования, философские монологи героев... Все это ведет к пугающе простому заключению. До того момента, как человек оказывается на пороге райских ворот, его жизнь может быть разукрашена множеством оттенков. Человек может подниматься, падать, снова подниматься, обманывать себя и Судьбу, полагая, что она этого не заметила. Но все это — только до порога рая. Потом остается только черное и белое, и исход зависит от того, как человек прожил свою историю.
На фоне военных кинокартин, в которых зашкаливают датчики пафоса, «Рай» кажется «белой вороной». В диалоге со смертью бравада неуместна, в стремлении выжить благородству места нет. Казалось бы, никто не виноват, но сделок с совестью никто не отменял. И Кончаловский наглядно это продемонстрировал. Виноватых нет, но подсудны все. Рай, но ад. Приговор, вердикт, занавес, овации. А что такое рай, и где он находится — каждый решает сам.
П.С. а Юлия Высоцкая сыграла в этом фильме свою лучшую роль.
Рецензия на фильм «Рай» Андрея Кончаловского
За режиссуру черно-белой драмы Андрей Кончаловский получил приз в Венеции. Наконец, картина добралась до нашего проката. Картину посмотрел Марсель Македонский.

Главные темы
Смотреть все
Невыносимая легкость бытия: «Девственницам-самоубийцам» Софии Копполы 25 лет
В апреле 2000 года вышел в прокат полнометражный дебют представительницы элитной киносемьи. KNMN вспоминает редкий фильм, обладающий сразу двумя саундтреками — и рассказывает о роли музыки в жизни и карьере его создательницы

Драки, погони и казни преступников в корейском экшене «Мститель: Игра на выживание»

Опасный перфекционизм, меломания и пытливые почтальоны в «Потерянном письме»

Шум, ярость и смертельный натиск: «Под огнём» Алекса Гарленда и Рэя Мендосы и «Опустошение» Гарета Эванса