Рецензия на фильм «Шизополис»

Оказывается окружающий мир всего лишь мираж, скрывающий толпы подозрительных личностей, которые в любой момент могут занять ваше место на работе, в машине и даже в собственной постели. Стоит лишь на секунду поверить в правдивость нелепой теории безумного учёного, не успеете вы и глазом моргнуть, как окажетесь в чужом теле, заговорите на незнакомых языках и соблазните свою собственную жену. Вскоре вы поймёте, что живёте не в тихом и уютном мире, а в сумасбродном городе Шизополисе, ставшем центром безумной Вселенной.

После Каннского триумфа "Секса, лжи и видео" и эстетской псевдобиографии "Кафка" Стивен Содерберг обращается к непривычному для американских просторов жанру абсурдистской комедии с элементами так называемого "параллельного кино". Автор придумывает огромное количество постановочных и смысловых гэгов, которые, к сожалению, не помогают зрителю разобраться в хитросплетениях сюжета. Собственно, сюжет, как таковой отсутствует. Есть поток сознания режиссёра. В начале фильма автор появляется на сцене и безапелляционно заявляет: "Дамы и господа! Молодые и пожилые. Если Вы сочтёте сюжет фильма запутанным - помните, это не наша вина, всё дело в Вас. Вам придётся смотреть его снова и снова пока Вам не станет понятно всё". Начало и конец фильма символизирует появление на экране самого Содерберга, картина лишена титров, их просто нет. О названии мы узнаём по надписи на майке сумасшедшего, убегающего от санитаров, на протяжении всей ленты эта троица появляется на вторых и третьих планах, пытаясь не отвлечь нас от главной сюжетной линии. В завершении беглец будет пойман, на футболке будет красоваться "The End".

Содерберг умело жонглирует формой и содержанием, пытаясь опровергнуть каноны драматургии с обязательными "завязкой", "кульминацией" и т.д. По прошествии 10 - 15 минут понимаешь всю бессмысленность происходящего на экране и тщетность первых попыток серьёзно подойти к разыгрывающимся на твоих глазах событиям. "Шизополис" нужно просто смотреть. Смотреть и наслаждаться неуёмной фантазией автора, смелыми шутками и едкой сатирой на современное американское (и не только) общество, где правят бал лицемерие, ханжество и политиканство. Возвращаясь домой главный герой, вместо привычных "Дорогая, я дома", говорит: "Общее приветствие", на что жена реагирует: "Ответное приветствие". Так они и общаются, не тратя время на никому ненужную болтовню.

"Шизополис" отсылает нас к киноэклектике раннего Джармена и лучшим работам Вернера фон Некеса с их обострённым восприятием художественной формы. По сути, фильм Содерберга представляет собой яркий пример поставангарда, сумевшего пропустить через себя новые веяния эпохи и, не забыв при этом о наставлениях мастеров жанра. Легче всего повесить ярлычок "чёрной комедии", что не преминули сделать американские кинокритики, и благополучно забыть о самой, пожалуй, смелой попытке 90-х по реинкарнации самого авторского направления кинематографа.

Позже, будет рефлексирующий "Англичанин", красивая и решительная "Эрин Брокович", наркотический "Траффик", и Оушен-Клуни со своими друзьями. Остаётся надеяться, что Содерберг, превратившись в маститого голливудского режиссёра не забудет о милой кинематографической шалости под названием "Шизополис". И фраза: "Во время съёмок данного фильма ни один доллар не был потрачен напрасно", будет всегда напоминать ему о славных молодых годах, когда можно было снимать не благодаря, а вопреки многомиллионным запросам звёзд и финансовому гнёту со стороны продюсеров.

Поделиться