Рецензия на фильм Скотта Купера «Недруги»

Кирилл Горячок - о новом вестерне с Кристианом Бейлом в роли сломленного войной солдата.

Гражданская война в США позади, индейские племена практически истреблены. Времена изменились, но ветеран Джо Блокер (Кристиан Бейл), всю сознательную жизнь воевавший с краснокожими, не готов с этим смириться. Он не может смотреть в глаза своим врагам без ненависти, каждого из них он винит в смерти своих товарищей. Однажды капитану поручают сопроводить семью индейцев во главе с вождем Желтым Ястребом (Уэс Стьюди) в резервацию в Монтане. Честный солдат Блокер вынужден выполнить приказ и вместе с отрядом бойцов отправиться в путь. Вскоре им встречается безутешная вдова (Розамунд Пайк), чью семью жестоко убили шайены.

В последние годы, начиная с инфантильного и независимого «Строго на Запад» и заканчивая недавним эпическим сериалом «Забытые богом», американский вестерн вновь становится актуальным и находит новые коннотации старым проблемам. В случае с «Недругами» у режиссера Скотта КупераЧерная месса») не все пошло гладко: фильм интересен в контексте жанра, но плохо смотрится как цельное произведение.

Сюжет «Недругов» четко следует традициям вестерна — герои верхом на лошадях отправляются из пункта «А» в пункт «Б». По дороге Блокер и его команда встречают множество препятствий и моральных дилемм, которые ставят под сомнение все, во что они верили. Капитан, много лет прятавший свою совесть под знаменами долга и службы, не хочет верить в гуманизм по отношению к каннибалам и убийцам. Но, наблюдая, как изменился мир вокруг, солдат начинает подозревать, что, быть может, воевал совсем не за свободу. Вскоре в лице побежденного Желтого Ястреба ветеран увидит родственную душу, а не кровного врага, такую же жертву бессмысленной войны.

Отдельным героем «Недругов» становится пустынный пейзаж прерий — дикий фронтир, где указы президента и билль о правах ничего не стоят. За каждым углом подстерегает опасность, и герои пачками валятся с лошадей, поймав шальную пулю шайенов. Впрочем, перестрелки здесь не часты, фильм неспешно погружает в тревожную атмосферу с целью во всей красе изобразить духовный конфликт главного протагониста. Здесь можно найти множество соприкосновений с «Искателями» Джона Форда. Как и герой Джона Уэйна, капитан Блокер не видит себя вне бесконечной резни с индейцами и не верит в возможность личного счастья.

Кристиан Бейл по Станиславскому отыгрывает роль беспокойного солдата, и, благодаря актеру, груз у Блокера на душе ощущается физически. Но, как ни странно, старания Бейла скорее вредят «Недругам», поскольку на его фоне остальные участники событий запоминаются лишь тем, что всех их, так или иначе, играют известные актеры. Узнать Стивена Лэнга в командире форта, Бена Фостера в дезертире, ведомом на смерть, и даже Тимоти Шаламе в образе французского новобранца, на миг приятно, но ни одному из них режиссер не вручил хоть немного объемного персонажа. В какой-то момент замену павших героев на других просто перестаешь замечать. При этом Купер рисует одну смерть за другой с такой серьезностью, будто снимает «Красную свадьбу» из «Игры престолов».

Поклонникам вестернов здесь есть на что посмотреть, поскольку тема геноцида индейцев в рамках жанра до сих пор актуальна. Однако напряженный пафос и трагизм происходящего Купер не нашел чем разбавить, и уже к середине «Недруги» начинают утомлять длинными проходами всадников в закате солнца и сценами прощаний с очередным товарищем. Финал длительного путешествия тоже вряд ли приятно удивит, подобно «Костяному томагавку». Режиссеру явно гораздо интереснее работать с Бейлом и его персонажем (или с его пышными усами), нежели с мизансценой и сюжетом, в котором дыр больше, чем от пуль в телах поверженных индейцев. Посему простить «Недругам» их старомодную назидательность уже гораздо сложнее.

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Восхитительная воительница: Рыжая Соня и женские образы в фэнтезийном кинематографе
Статьи
Восхитительная воительница: Рыжая Соня и женские образы в фэнтезийном кинематографе
В прокат выходит «Рыжая Соня» - новая экранизация фэнтезийной классики о храброй и сильной женщине, взявшей в руки меч, чтобы бороться против тирании. Когда-то она была одной из первых героинь, бросивших вызов миру, где безраздельно правили мужчины, и доказавших, что фэнтези и феминизм никак не конфликтуют. KNMN рассказывает о богатом историческом наследии, стоящем за фигурой девы-воительницы в книгах, комиксах и, наконец, фильмах
Как жить вместе и срастись телами в ромкоме/боди-хорроре «Одно целое»
Рецензии
Как жить вместе и срастись телами в ромкоме/боди-хорроре «Одно целое»
Как жить вместе и срастись телами в ромкоме/боди-хорроре «Одно целое»
Рецензии
Встреча со старыми друзьями и крюком в «Я знаю, что вы сделали прошлым летом»
Как жить вместе и срастись телами в ромкоме/боди-хорроре «Одно целое»
Статьи
«Когда мне было 11 лет, в нашей школе установили компьютер». Какие воспоминания разлочил ререлиз фильмов «Питер FM» и «Прогулка»?