Рецензия на фильм «Страшные истории для рассказа в темноте»

В прокат выходит новый хоррор Андре Овредала, продюсером которого выступил Гильермо дель Торо. Дмитрий Соколов рекомендует заглянуть в кинотеатр прежде всего поклонникам последнего – и объясняет, почему.

В ночь на Хэллоуин четверо подростков оказываются в заброшенном доме, где, как гласит местная легенда, повесилась запертая в потайной комнате девушка, рассказывавшая детям страшные сказки через стену. Друзья находят книгу, в которой кровью записаны все когда-то рассказанные истории, и Стелла (Зое Колетти), единственная девочка в компании, забирает ее к себе домой. Вскоре она обнаруживает, что книга живет собственной жизнью, а ее страницы заполняются все новыми и новыми историями, персонажами которых становятся ее друзья и знакомые, только финал у этих рассказов обычно печальный — так что Стелле оперативно придется искать способ остановить поток сюжетов, воплощающихся в жизнь, пока не закончился рассказ о ней самой.

Андре Овредал начал работу в Голливуде с малобюджетного мистического хоррора «Демон внутри», но его второй американский фильм крайне далек от камерной истории про неопознанный труп со странными свойствами. «Страшные истории для рассказа в темноте» — экранизация серии книг для подростков, выходившей в 1980-х и начале 1990-х годов, и написанной Элвином Шварцем. Однако в большей степени в фильме заметно влияние Гильермо дель Торо, можно сказать, что это целиком и полностью продюсерский проект, в котором личный стиль Овредала заслонен привычной для легендарного мексиканца стилистикой. Здесь найдется место и сюжету о взрослении (анонсированного в первых же минутах), и эстетике детских страшилок, и отголоскам готики — но помещены эти элементы в контекст маленького американского городка конца 1960-х, причем отчетливо политизированный. По телевизору идет обзор предвыборной гонки (Никсон уверенно побеждает), в драйв-иннах показывают недавний хоррор-хит «Ночь живых мертвецов» — Овредалу удалось передать атмосферу эпохи пусть широкими, но вполне узнаваемыми и запоминающимися мазками.

Но главное все же не в этих деталях, а в том, что магистральная линия фильма выдержана предельно четко, несмотря на то, что сюжет состоит из нескольких переплетающихся историй. По форме это антология, но без традиционного жесткого разделения новелл, а наоборот — с центральным сюжетом, в который вставлены короткие истории о главных героях, причем персонажи не просто в них участвуют, а пытаются изменить ход событий, чтобы спастись от окружающих монстров.

С монстрами, надо сказать, все отлично: несмотря на использование многих классических образов (типа ожившего пугала, или чудовища из-под кровати), сделаны они с явной любовью и вниманием к деталям. Но в то же время нельзя не заметить, что порой Овредал показывает слишком многое, упуская отличные возможности для саспенса, предпочитая демонстрировать сверхъестественный зверинец открыто, вместо того, чтобы аккуратно выстраивать напряжение. А в финальной части хоррор и вовсе поглощается сентиментальностью, пусть и ненадолго — в чем, опять-таки, видна рука дель Торо (стоит вспомнить, например, концовку «Лабиринта Фавна»).

Все эти нюансы, однако, легко объяснимы даже не рейтинговыми ограничениями, а в первую очередь особенностями первоисточника, и вряд ли способны разочаровать тех, кто хотел бы провести два часа, наблюдая за ворохом детских кошмаров, обретающих жизнь. Так что фильм можно считать очередным успехом как для режиссера, так и для продюсера, независимо от того, кто вложился в его стиль больше — в итоге вышло не слишком страшное, но атмосферное и стильное кино, находящееся на границе детства и взрослой жизни, под стать его главным героям.

Поделиться