Рецензия на фильм «ВАМПИРША-ГУМАНИСТКА ИЩЕТ ОТЧАЯННОГО ДОБРОВОЛЬЦА»

В прокат выходит вампирский ромком, удостоенный в Венеции премии для авторов моложе 40 лет. Впечатлениями от режиссерского дебюта канадки Ариан Луи-Сейз делится Кирилл Горячок.

Молодая вампирша Саша (Сара Монпти) — не такая, как ее сородичи. Страдания и убийства людей не доставляют ей удовольствия, но пробуждают сочувствие и боль. Чтобы научить девочку охотиться самостоятельно, родители перестают снабжать ее пакетами с кровью. Саша оказывается на грани смерти из-за собственной эмпатии и жалости к невинным людям. Ее спасает встреча со школьником-аутсайдером Полем (Феликс-Антуан Бенар), который давно подумывает о самоубийстве. Но перед тем, как отдать Саше свою кровь, Поль хочет исполнить свое последнее желание — отомстить школьным обидчикам.

Фильм с замысловатым и ироничным названием «Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца» — дебют в полном метре канадской постановщицы Ариан Луи-Сейз. До этого почти десять лет она снимала короткометражки, темой которых была женская сексуальность, проявляющаяся в необычных обстоятельствах, например, при встрече с огромной змеей в квартире («Дикая кожа» 2016 года). В «Вампирше-гуманистке», хронометраж которой по нынешним меркам тоже весьма короткий, всего полтора часа, Луи-Сейз снова исследует опыт девушки, которая пытается разобраться со своими чувствами. Получился милый ромком с клыками, получивший в прошлом году специальный приз молодым режиссерам на фестивале в Венеции.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Вампиры в кино уже давно никого не пугают, поэтому они превратились в удобный антураж для экспериментов в различных жанрах, включая мелодраму и романтическую комедию. Но отличает «Вампиршу-гуманистку» от условных «Сумерек» прежде всего ироничная и контркультурная интонация Луи-Сейз. Замкнутый мир вампирской семьи показан до абсурда обыкновенным: они живут в простом доме, смотрят хорроры, дарят друг другу подарки (просто иногда в виде человеческих тел). Родители часто ссорятся и скандалят, в особенности из-за воспитания дочери. Саша же типичный трудный подросток, который проводит дни, слушая пластинки и играя на синтезаторе.

Звезда молодого квебекского кино Сара Монпти органично смотрится в образе замкнутой девочки буквально не от мира сего, одетой во все черное и сосущей кровь из пакетиков. Первое убийство человека, клоуна-аниматора на ее дне рождении, травмировало девочку до такой степени, что даже клыки у нее так и не прорезались. Старшая сестра дразнит ее неженкой, а мать боится, что Саша со столь вегетарианскими взглядами просто не выживет в суровом вампирском мире.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Обычный школьник Поль, который поможет Саше не становиться кровожадной хищницей, тоже переживает подростковый кризис. Он замкнутый и одинокий, его постоянно все дразнят и обижают: от учителей до одноклассников. Встретив Сашу, он получает шанс экстравагантным способом расстаться с нелюбимой жизнью, но в итоге находит родственную душу. По лекалам школьной истории взросления «Вампирша-гуманистка» показывает, как влюбленные аутсайдеры ищут себя и противостоят враждебному миру взрослых и сверстников. Фильм вполне смотрится как метафора вегетарианства или других активных взглядов на мир, не поддающихся пониманию старших. История отношений вампирши с развитой эмпатией и мальчика-социофоба не столько даже о любви, сколько о верности себе и поиске единомышленников.

«Вампирше-гуманистке» местами не хватает изобретательности, и история действительно получилась коротковатой из-за приверженности режиссера к малым формам. Но в этом, пожалуй, и кроется какая-то притягательная ненавязчивость фильма, который касается в том числе такой непростой темы как самоубийство и эвтаназия. Нарушая устоявшиеся правила социума (и в случае вампирши — ее природы), Саша и Поль находят способ жить в согласии со своими убеждениями. По версии постановщицы Ариан Луи-Сейз, выживут не любовники, а аутсайдеры, готовые на все, чтобы сохранить свою идентичность.

Поделиться