Рецензия на фильм «Враг»

Вне университетских стен преподаватель истории Адам Белл (Джейк Джилленхол) ведёт замкнутый образ жизни, копя силы лишь на свидания с подругой Мэри (Мелани Лоран). По совету коллеги он берёт в прокате DVD с фильмом, где на вторых ролях занят начинающий актёр Энтони Сент Клэр (Джейк Джилленхол), как две капли воды похожий на Белла. Не в силах забыть о таком поразительном сходстве, Адам решает провести мини-расследование, целью которого становится личное знакомство с Энтони. Былая картина мира начинает расщепляться, погружая Белла в параноидальную пучину... 


Выдающийся канадец Дени Вильнёв экранизирует роман нобелевского лауреата Жозе Сарамаго, в очередной раз обращаясь к теме двойничества, имеющей внушительный бэкграунд не только в литературе, но и в кино. В таких случаях всегда важны акценты и калибровка авторского прицела, решающего, что именно достойно внимания, а что можно затуманить приёмом умолчания. В попытках дать ответы на заданные вопросы, Вильнёв, как отважный студент-лаборант, смешивает казалось бы несовместимое, отчего его «Враг» начинает походить на работы Линча, Кроненберга и позднего Кубрика одновременно. Впрочем, быстро выясняется, что режиссёра куда больше интересуют знаки вопроса, которые он с видимым удовольствием обозначает в воздухе, нежели утвердительные и поясняющие хоть что-то предложения. Его «Враг» — эталонная головоломка, ближе к финалу трансформирующаяся в головомойку. 

Вильнёв вдумчиво рисует на песке некое подобие сюжета (он здесь, безусловно, важен, но вторичен), уже видя зарождение волны, которая смоет все наброски, оставив зрителя с tabula rasa. Символизм «Врага» (прежде всего пауки; символ зла, дьявола, а в алхимии — трансмутации) агрессивен и прямолинеен. Нагромождение означающих имеет мало общего с означаемым, благодаря чему интерпретационное поле достигает размеров вселенной. Канадец доводит до совершенства форму — идеальная геометрия кадра, ухоженная борода артиста Джилленхола — с лёгким пренебрежением обращаясь с содержанием. С умным видом рассказывает жуткую и интересную историю, но забывает озвучить, чем, собственно, она закончилась. 

Не стоит сомневаться, подобная двусмысленность (без неё в фильме о двойниках — никак) есть фундамент всего замысла, однако, куда важнее, как и во что именно она преобразуется по ходу повествования. «Враг» Дени Вильнёва, в этом смысле, шикарно скроенная шарада, перестановка слагаемых в которой не гарантирует победы (то есть каких-то внятных ответов), но гарантирует удовольствие от самого процесса.

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Восхитительная воительница: Рыжая Соня и женские образы в фэнтезийном кинематографе
Статьи
Восхитительная воительница: Рыжая Соня и женские образы в фэнтезийном кинематографе
В прокат выходит «Рыжая Соня» - новая экранизация фэнтезийной классики о храброй и сильной женщине, взявшей в руки меч, чтобы бороться против тирании. Когда-то она была одной из первых героинь, бросивших вызов миру, где безраздельно правили мужчины, и доказавших, что фэнтези и феминизм никак не конфликтуют. KNMN рассказывает о богатом историческом наследии, стоящем за фигурой девы-воительницы в книгах, комиксах и, наконец, фильмах
Как жить вместе и срастись телами в ромкоме/боди-хорроре «Одно целое»
Рецензии
Как жить вместе и срастись телами в ромкоме/боди-хорроре «Одно целое»
Как жить вместе и срастись телами в ромкоме/боди-хорроре «Одно целое»
Рецензии
Встреча со старыми друзьями и крюком в «Я знаю, что вы сделали прошлым летом»
Как жить вместе и срастись телами в ромкоме/боди-хорроре «Одно целое»
Статьи
«Когда мне было 11 лет, в нашей школе установили компьютер». Какие воспоминания разлочил ререлиз фильмов «Питер FM» и «Прогулка»?