Вим Вендерс всегда любил поразмышлять о человеческих судьбах в интерьерах бескрайних пространств пустынных автобанов и североамериканских каньонов. Совсем недавно на наших экранах был последний фильм режиссёра – «Входите без стука» - классический образец road-movie со всеми вытекающими. Есть это и в «Земле изобилия», только тема тут серьёзнее, актуальней, одной дорогой из пункта «А» в пункт «Б» не отделаться.
После долгих путешествий по странам Африки и Европы в Лос-Анджелес возвращается 20-летняя Лана. На родине она не была почти десять лет. Из близких родственников в городе остался лишь дядя Пол, которого девушка пытается найти. Пока ведутся поиски, Лана живёт и работает в приюте для бездомных. Пол – бывший сержант спецназа США, воевал во Вьетнаме. В настоящий момент работает (или хочет работать) «под прикрытием», пытаясь обнаружить базу террористов, готовящих массовое отравление американской нации. После трагедии 11 сентября этого нельзя допустить. Встретившись, дядя с племянницей будут расследовать уличное убийство бездомного пакистанца. Лана начнёт искать сводного брата погибшего, Пол продолжит выстраивание своей конспирологической теории.
С конца 90-х Вендерс живёт и работает в США. И, пожалуй, впервые он решил снять фильм о том, что видит вокруг себя. Картина, прямо скажем, не из радостных. Благодаря многочисленным голливудским триллерам, боевикам, и тому подобной продукции мы привыкли воспринимать Лос-Анджелес как филиал рая. Дорогие машины, высоченные пальмы, прекрасная погода, загорелые красавицы в бикини и т.д. А между тем, город ангелов носит титул «столицы голода» Америки. Приюты переполнены, многие вынуждены ночевать на улицах. Именно таким Лос-Анджелес предстают в фильме Вендерса. Режиссёру хватает вкуса не впадать в нравоучительный пафос, он констатирует, но не критикует.
Вендерс иронично проходится по болезненной паранойи американцев, возникшей после терактов в Нью-Йорке. Пол видит угрозу везде и всюду, снимая на камеру всё подозрительное и странное. В отличие от правильной Ланы, этот герой вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, жалость – участие во вьетнамской компании оставило свой уродующий след, с другой – непонимание, слишком уж радикален Пол в своих суждениях, которые в любой момент могут превратиться в неприкрытый национализм. На этой почве и происходит главный скрытый конфликт между дядей и племянницей. Наблюдая вокруг себя разруху и нищету, они по-разному оценивают причины такого положения.
«Землю изобилия» сняли за 16 дней на цифровые видеокамеры. Быстро, технологично, а главное качественно. В отличие от сложнопостановочных картин (каким был тот же «Входите без стука»), где одна съёмочная группа насчитывает пару сотен человек, в «Земле» Вендерс мог позволить себе сосредоточиться на сюжете, содержании рассказываемой им истории. Истории вообщем-то простой, каких не один десяток – встретились два одиночества, и далее по тексту. Но мастеровитость и безусловный талант режиссёра вкупе со злободневными темами рождают приятный кинококтейль, после которого хочется подумать не столько об Америке, сколько о призрачности идеалов ей пропагандируемых. И в очередной раз насладиться красочным видом дорог - в этом компоненте у Вендерса конкурентов попросту нет.