Секс, страсть и ручные крысы в «Носферату» Роберта Эггерса

В сети появился новогодний крупнобюджетный блокбастер, который режиссёр фильмов «Варяг» и «Маяк» готовил много лет. KNMN рассказывает, чем эта зловещая костюмная драма о необычном любовном треугольнике схожа с другими кинохитами сезона

Германия, 1838 год. Счастье недавно поженившейся четы Хуттеров омрачает грядущая командировка молодого мужа Томаса (Николас Холт): его жена Элен (Лили-Роуз Депп) начинает мучиться ночными кошмарами и нехорошими предчувствиями, в то время как сам Томас одержим идеей заработать на новый дом, списывая состояние возлюбленной на диагноз «меланхолия». «Зачем ты убил эти прекрасные цветы?», — бесконечно спрашивает Элен, сминая в руках ветки сирени, символизирующие первую любовь. Тем временем Хуттер не собирается рисковать должностью в маклерской конторе и с энтузиазмом соглашается ехать в Трансильванию, к «пожилому и эксцентричному» графу Орлоку (Билл Скарсгард), дабы продать ему поместье неподалёку — и стать соседями. Казалось бы, что может пойти не так?Николас Хоулт также снимался в другой вольной экранизации «Дракулы», «Ренфилд» (2023)

Николас Хоулт также снимался в другой вольной экранизации «Дракулы», «Ренфилд» (2023)
Немой чёрно-белый фильм «Носферату, симфония ужаса», снятый Фридрихом Вильгельмом Мурнау в 1922 году, режиссёр Роберт Эггерс впервые увидел в возрасте 9 лет. Шедевр немецкого экспрессионизма, первый фильм о вампирах, заложивший основы соответствующего лора в кино, «Носферату» был, по сути, произведением пиратским. Не получив от вдовы Брэма Стокера Флоренс Балкомб прав на экранизацию «Дракулы», Мурнау и сценарист Хенрик Галеен взяли его сюжет и внесли свои изменения: перенесли основное действие из Англии в выдуманный немецкий город Висборг, переназвали персонажей (граф Дракула стал графом Орлоком, Мина и Джонатан Харкеры — Элен и Томасом Хуттерами соответственно), а часть вовсе убрали — например, трех невест вампира и Абрахама ван Хельсинга (от него осталась буквально тень — важнейшее понятие для вселенной Носферату).

«Носферату» – третья совместная работа режиссера Роберта Эггерса и Уиллема Дэфо после «Маяка» и «Варяга»
«Носферату» – третья совместная работа режиссера Роберта Эггерса и Уиллема Дэфо после «Маяка» и «Варяга»

С идеей ремейка «Носферату» Эггерс прожил более 10 лет, успев превратиться из молодого инди-дарования в большого режиссера с бюджетами. За это время Эггерс попытался поставить проект своей мечты несколько раз, когда-то даже разочаровавшись в идее («я подумал, что безвкусно пытаться переделать такое известное кино»), но не оставив ее полностью. Скорее всего, такой долгий срок лишь способствовал тому, что картина получилась: Эггерс успел основательно подготовиться, продумав сеттинг и детали, и даже написал новеллу, на которой во многом и основан новый фильм.

Большим источником вдохновения для Роберта Эггерса стал роман «Грозовой перевал» Эмили Бронте
Большим источником вдохновения для Роберта Эггерса стал роман «Грозовой перевал» Эмили Бронте

Сочиняя эту (пока не опубликованную) историю, Эггерс не только значительно дополнил сюжет Мурнау, но и придумал героям мотивацию и прошлое, дав им субъектность. В первую очередь, Элен: Эггерс с самого начала хотел рассказать историю о Носферату с точки зрения фрау Хуттер, а не ее мужа, как это было в оригинале, сделав ее основной протагонисткой. Но повезло не только ей. Подарив героям прошлое, Эггерс вдохнул в них жизнь. Даже в того, в ком жизни — по сюжету — нет ни капли.

 

Два с лишним метра гниющей плоти, залихватские усы и чуб (Эггерс и концепт-художники исследовали трансильванский фольклор, рисуя образ вампира, а также ориентировались на Этци — ледяную мумию, обнаруженную в Тирольских горах в конце ХХ века). Один из двигателей сюжета — отрицательное обаяние Билла Скарсгарда, умеющего транслировать его не только напрямую на экран (как он показал еще в «Хемлок Гроув»), но и из-за тонны грима, как в «Оно». Его Носферату — не просто животная сила зла. Он хорошо осознаёт свою и внешнюю, и внутреннюю чудовищность — как и неспособность любить, как и свое неизбывное одиночество. Он ненавидит себя даже больше, чем его ненавидят окружающие. Несмотря на то, что Орлок у Эггерса — даже больший монстр, чем у Мурнау, он вызывает больше сочувствия. Пожалуй, он — наиболее здравый персонаж истории, и понимающий, в отличие от остальных, природу своей печальной страсти к Элен, и не питающий иллюзий насчет ее влечения к нему.

В фильме Орлок говорит на исчезнувшем дакском языке – на нём говорили жители нынешней Румынии и Молдовы предположительно до VII века
В фильме Орлок говорит на исчезнувшем дакском языке – на нём говорили жители нынешней Румынии и Молдовы предположительно до VII века

Сама же Элен у Эггерса — не «девушка в беде» и даже, в общем-то, не жертва: разве что общества, которое боится женской сексуальности больше, чем вампиров, а любовное томление лечит эфиром и привязыванием к спинке кровати. В отношениях — а это можно назвать отношениями — Элен и Орлока они оба, так сказать, за них ответственны. «Ты не для мира живых», — говорит Орлок Элен, и в чем-то он прав: она действительно слишком живая для того окружения, в котором находится. Слишком чувственная и слишком чувствительная. В этом её не может понять и принять даже её милейший, искренне любящий муж — который, в отличие от Элен, остается продуктом своей эпохи. Здесь стоит отдельно отметить удачный кастинг — томная контрастная внешность Лили-Роуз Депп роднит её с иконами немого кино (включая Грету Шредер, сыгравшую Элен в оригинальном «Носферату»), как и ее специфическая мимика — то будто отсутствующая, то чрезмерная.

Лили-Роуз Депп готовилась к исполнению акробатических сцен одержимости, работая с японским тренером по танцу буто
Лили-Роуз Депп готовилась к исполнению акробатических сцен одержимости, работая с японским тренером по танцу буто

Вдумчивость Эггерса, его классицистское внимание к деталям и глубокую погруженность, кажется, ошибочно путают с расчётливой холодностью и консерватизмом. Но нужно постараться, чтобы не увидеть, как много в этом фильме страсти. Широко известно — и увековечено в синефильском эксперименте под названием «Тень вампира» — что Мурнау был одержим своим фильмом. Эггерс, очевидно, испытывает не меньший энтузиазм, снимая «Носферату» как свой magnum opus. Эггерс действительно педант и в чем-то, наверное, ретроград — начать с того, что для фильма было нанято 5000 дрессированных крыс, у каждой из которых, вероятно, зарплата была не меньше, чем у ассистента отдела компьютерной графики, предпочти режиссер перевести грызунов в CGI. Эггерс даже переехал с семьей в старый район Праги, где снимался фильм, на время работы — причем съёмки длились 3 месяца, а Эггерсы прожили там девять. И это не говоря о неделях трансильванских исследований, которые он успел осуществить, готовясь к продакшену. 

Чтобы получить жутковатый лунный свет в ночных сценах, съемочная группа снимала их днём, а в постпродакшене прогоняла через компьютер, чтобы убрать красный и желтый цветовые спектры

Чтобы получить жутковатый лунный свет в ночных сценах, съемочная группа снимала их днём, а в постпродакшене прогоняла через компьютер, чтобы убрать красный и желтый цветовые спектры

Как продуманные биографии героев дали им жизнь, так же эта скрупулёзность и детализация помогли создать тёмную, тягучую атмосферу, объёмную картинку, где тени, которые отбрасывают люди и предметы, едва ли не важнее, чем они сами.

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

А сюжет об отрицании женского опыта и женской телесности роднит «Носферату» с другим фаворитом сезона — «Субстанцией» Корали Фаржа. Героине Деми Мур точно так же не позволено стареть (и быть сексуальной в этом старении, что важно!), как героине Депп — испытывать желание и быть по-настоящему желанной, без омрачающих эту эмоцию мыслей о классной сделке, которая позволила бы купить дом. Зачем дом, если нет свободы жить и любить? Зачем тело, если ты его ненавидишь и не можешь им наслаждаться? Зачем ты убил эти прекрасные цветы?

Поделиться