Тёмный рыцарь

Тёмный рыцарь
Кристоферу Нолану — 45! В день рождения мы решили дать слово самому имениннику, одному из крупнейших режиссёров современного Голливуда, автору трилогии о Бэтмене, картин «Интерстеллар», «Начало», «Престиж» и «Помни».

Годам к десяти или одиннадцати я понял, что хочу снимать фильмы.

Я не большой фанат научной фантастики. Я, скорее, люблю фильмы, в которых создаются новые миры, целые вселенные, куда я смог бы сбежать на пару часов.

Я изучал английскую литературу. В учёбе я не блистал, но, снимая кино с единомышленниками по студенческому сообществу, я стал задумываться о той свободе повествования, которой упивались писатели на протяжении столетий. Я понял, что режиссёры располагают такой же свободой.

Кино — искусство субъективное: кому-то нравятся одни фильмы, кому-то другие. Но в каждом конкретном случае, когда я иду в кино, покупаю билет и усаживаюсь перед экраном, я хочу почувствовать, что люди, делавшие картину, считают её лучшей в мире. Что отдали ей себя без остатка и по-настоящему в неё влюблены. И не важно, соглашусь я с ними или нет, я хочу видеть их старания, мне нужна их искренность. Когда этого нет, возникает ощущение потраченного впустую времени, несвойственное для меня, когда я смотрю кино.

кадр из фильма

кадр из фильма
Если вы бросаете публике вызов, заставляя по-новому взглянуть на привычные вещи, вы должны дать ей знакомый контекст, который станет для неё крючком. Но будьте осторожны: в своих представлениях о новом зритель абсолютно безжалостен.

Слово «жанр» уже стало бранным. Тебе приходится иметь дело с системой кодов и ритуалов, давно утративших свою силу. Я же пытаюсь найти современные эквиваленты, сила которых ещё не иссякла.

Я всегда стремлюсь к аналогии с лабиринтом. Если вы смотрите такую историю, то предпочли бы не подниматься над лабиринтом, чтобы видеть, как герои принимают неверные решения — это разочаровывает вас, как зрителя. На самом деле, вы хотите сами бродить по нему. Это куда более захватывающе. Я сам люблю быть в лабиринте.

Я всегда был фанатом Ридли Скотта, ещё с детства. «Чужой» и «Бегущий по лезвию» потрясли меня, потому что в них я погружался в новые необычные миры. По тем же причинам я являюсь огромным поклонником Стэнли Кубрика.

кадр из фильма
кадр из фильма
Когда я вспоминаю фильмы, повлиявшие на меня, большинство из них оказались кассовыми провалами: «Бегущий по лезвию», «Человек, который хотел быть королём» — потрясающее кино. Нет никакой связи между моими любимыми фильмами и коммерческим успехом
.

«Схватка» для меня всегда была замечательной демонстрацией того, как вы можете создать огромную вселенную в одном городе и наилучшим образом управлять очень большим количеством персонажей и их эмоциями.

Думаю, что любой, кто смотрит нуар или психологический триллер, всегда клюнет на страх, который вызывает всякая конспирология. Я сам его испытываю: подумать только, кто-то контролирует мою жизнь. Это близко каждому — и потому эти жанры настолько успешны: ведь материал черпается из первичных страхов человека.

Как сценарист и режиссёр вы можете ухватить какой-нибудь резонирующий со зрителем символ или образ — и совершенно необязательно до конца понимать его смысл.

кадр из фильма
кадр из фильма
Многие обожаемые мной режиссёры очень смело использовали звук в своих фильмах. Я не сторонник мнения, что ясности можно достигнуть только в диалогах. Ясность истории, прозрачность эмоций — всего этого я стараюсь добиться целым комплексом инструментов, имеющихся в моём распоряжении — и с помощью картинки, и с помощью звука.

Из современных фильмов ушло чувство реальности. Я чувствую, как кино становится всё менее реалистичным.

Я не особо люблю смотреть фильмы в 3D, так как считаю, что хорошо снятое и показанное кино уже имеет трёхмерное качество. У меня есть определённый скепсис к новым технологиям.

Нынешние актёры не желают позиционировать себя кинозвёздами — в отличие от звёзд прошлого. Смотришь на Кристиана, неважно в маске он или без, и понимаешь, что перед тобой один из величайших актёров современности. Но он стремиться к тому, чтобы в каждом фильме быть разным. Он не хочет, чтобы зритель приходил на «фильм с Кристианом Бейлом». Ему надо, чтобы зритель видел героя, которого он играет.

кадр из фильма
кадр из фильма
Работа с такой легендой, как Майкл Кейн — одно из самых приятных и лёгких занятий на съёмочной площадке. Благодаря своему огромному опыту, он всегда спокоен и ироничен, что можно ошибочно принять за высокомерие. Но как только включается камера, он мгновенно собирается и в каждой сцене выдаёт абсолютный результат. Однажды он мне рассказал, что никогда не требует второго дубля — хватает и одного. В его методе есть лёгкость, которая оплачена десятилетиями упорной работы, но при этом он всё также голоден до ролей. Он — мечта любого режиссёра: в первую очередь прекрасный актёр и только во вторую — икона кинематографа
.

Меня с детства интересуют сны. Я всегда поражался мысли, что пока мы спим, наш мозг создаёт в снах целый мир, и вы чувствуете его так, будто он существует на самом деле.

Если бы я мог украсть чьи-то сновидения, то я бы остановился на Орсоне Уэллсе.

Единственное ремесло, которое когда-либо имело для меня смысл помимо режиссуры, это архитектура.

Я никогда не считал себя счастливчиком. По правде говоря, я самый невыносимый пессимист.

Поделиться