Вредные одноклассницы, пересадка кожи и много трупов в хорроре «Субстанция: Идеал»

В прокат выходит новозеландский фильм со смутно знакомым названием. «Киномания» вынуждена признать, что привычная маркетинговая хитрость прокатчиков на этот раз попала в точку

Китайская студентка Вэй (Джоена Сон) приезжает в Новую Зеландию, чтобы жить у тети и учиться в местном университете по стипендии. Умная, но крайне зажатая девушка очень комплексует из-за огромного родимого пятна на лице, которое она старательно маскирует шарфом, что не спасает от насмешек жестокой кузины Анджелы (Джесс Хун из сериала «Задача трех тел») и ее подруг. Такая же отметина была у ее отца-ученого, погибшего в результате эксперимента по пересадке кожи прямо на глазах у дочки в прологе фильма. Теперь Вэй пытается идти по папиным стопам с помощью его убористо исписанного дневника. Однако записи интересуют и ее преподавателя Пола (Джаред Тернер), скользкого типа, спящего с одной из подруг кузины. Вскоре эксперимент девушки с трансплантацией с помощью трупного цветка (он же Аморфофаллус титанический, пахнущий гнилыми яйцами и рыбой!) приносит свои плоды, а с ними — и первую жертву. 
Музыку к фильму, причем очень удачную, написал Лахлан Андерсон, бывший басист культовой новозеландской пост-панк-группы Die! Die! Die!

Музыку к фильму, причем очень удачную, написал Лахлан Андерсон, бывший басист культовой новозеландской пост-панк-группы Die! Die! Die!
Где-то к середине картины становится ясно, что новозеландская дебютантка в режиссуре Саша Рейнбоу, автор короткометражных документалок и клипа Placebo, черпала вдохновение не только из «Дрянных девчонок», но и из «Глаз без лица», просто «Без лица» и, ну да, «Субстанции». В кои-то веки хочется поздравить прокатчиков с уместной локализацией названия, которое дословно можно перевести как «Трансплантат» или «Пересадка кожи». Это не бесконечные «Заклятья» и «Реинкарнации», обычно никак не связанные с оригинальными фильмами даже сюжетной канвой, а вполне себе наследник сатирического боди-хоррора Корали Фаржа, камбэка Деми Мур, награжденной «Золотым Глобусом». 


Здесь тоже главная героиня идет на все ради внешности с той лишь разницей, что хочет не вернуть молодость, а избавиться от дефекта. Причем дефект, как водится, разросся до неимоверных пределов исключительно у нее в голове. Самая человечная из подруг Анджелы предлагает ей выбросить скрывающий родимое пятно шарф и просто быть собой, а саму кузину намного больше, чем внешность Вэй, раздражает и стыдит её фиксация на китайском культурном наследии, сооруженный ей семейный алтарь в память об отце и общее неумение вписываться в компанию. Но высказывание про лукизм или про эмигрантов, готовых нацеплять на себя чужое лицо, чтобы встроиться в коллектив, тут подается пунктирной линией, которую не всякий и различит. В век постхоррора, который поднимает серьезные темы, не так уж и плохо вернуться к чистому развлечению. 
Сценарий Хвэйлин О и Мии Марамары понравился режиссеру из-за китайского символизма и элементов мифологии, но сама она больше вдохновлялась японскими хоррорами. Например, «Кинопробой» Такаси Миике

Сценарий Хвэйлин О и Мии Марамары понравился режиссеру из-за китайского символизма и элементов мифологии, но сама она больше вдохновлялась японскими хоррорами. Например, «Кинопробой» Такаси Миике

Главное, что к финалу количество трупов неуклонно растет, а маски из чужой кожи так замечательно приклеиваются к освежеванной голове, что никто ни о чем не догадывается. Такая смена личности позволила бы более талантливым актрисам максимально раскрыть свой потенциал, но в «Субстанции: Идеал» все девицы, в которых как бы превращается Вэй, изображают скованность и затюканность с мастерством, достойным то ли персонажа из фильма Джона Уотерса, то ли нетрезвого игрока в шарады. 

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

Забавно, что при этом Вэй волшебным образом меняет и пропорции тела — как в случае с лучшей подругой Анджелы Ив (Иден Харт), очевидно косящей под Барби. Но правдоподобие волнует режиссера не больше, чем логика поведения героев. Яркая картинка, удачный саундтрек Лахлана Андерсона и графическое насилие соседствуют с посредственным CGI, предсказуемостью и очевидной условностью сценария. Смотрится всё это увлекательно, но приглуповато, как и положено кино категории «Б», выпущенному сервисом Shudder. Что ж, в этом нет причин для комплексов.

Поделиться