Семейные склоки, домашние драмы и сближающее пламя в фильме «Дом в огне»

В прокат выходит комедийная драма о разладе в большой, но не очень дружной семье. KNMN рассказывает о трогательном, меланхоличном и забавном фильме, уже собравшем немало наград и номинаций на испанских фестивалях

Давид (Энрик Окер) со своей девушкой Мартой (Макарена Гарсия) и его сестра Джулия (Мария Родригес Сото) вместе с мужем и детьми приезжают на семейную виллу провести памятный уик-энд в доме, где они выросли. Также на встречу прибывают родители Давида и Джулии: отец Карлос (Альберто Сан Хуан) с девушкой и мама Монтсе (Эмма Виларасау), хотя они давно в разводе. Все вокруг дружелюбны, но повод собраться у семьи не самый приятный: Монтсе собирается продавать дом. Слово за слово и вскоре вечер милых воспоминаний превратится в череду взаимных упреков, а родственные узы грозят разорваться с треском.

 

Дани де ла Орден давно зарекомендовал себя как мастер комедийного жанра: среди самых ярких его работ ромком «Без ума от нее» (про любовь на фоне ментального расстройства), и парочка историй о семейных кризисах («Очень плохие родители», «Тест»). «Дом в огне» тоже посвящен исследованию семейной солидарности, но на этот раз тональность фильма более серьезная, а Орден сплетает юмор с драмой намного плотнее. Хотя на первый взгляд фильм может казаться лишь вариацией итальянского хита «Идеальные незнакомцы», при ближайшем рассмотрении «Дом в огне» все же вполне самостоятельная комедийная драма, где в центре сюжета не столько неприятные секреты близких, сколько динамика семейных конфликтов. И надо сказать, что эта работа уже стала самым титулованным проектом Ордена за всю его карьеру. У фильма одна внушительная победа на премии «Гойя» (за сценарий), а число наград и номинаций на прочих фестивалях и премиях в Испании зашкалило за десяток. Триумф оправдан: филигранно сочетая смех и серьёзность, Орден рассказывает частную семейную историю, понятную и значимую далеко не только для испанской аудитории.

Эмма Виларасау памятна по роли в драматическом хорроре «Без имени» Жауме Балагеро
Эмма Виларасау памятна по роли в драматическом хорроре «Без имени» Жауме Балагеро

Сценарий в значительной степени строится на превосходных диалогах, связанных с попытками Монтсе решить проблемы Давида и Джулии. Пока Карлос думает, как сообщить своей бывшей жене о проблеме с продажей дома, его дети переживают собственные кризисы. Неуверенный в себе оболтус Давид во что бы то ни стало хочет впечатлить свою девушку, утомленную избытком романтики. Измотанная в браке Джулия тем временем тихо ненавидит своих детей, но боится себе в этом признаться. Зная про их неурядицы, Монтсе решает взять ситуацию в свои руки, однако итог её решений станет испытанием для всей семьи. А терапевтическая игра с метафорами во время семейного ужина не более чем триггер для дальнейших семейных разборок, проходящих уже на следующий день и в разных контекстах.

 

При этом семейные типажи получились на редкость узнаваемыми, а благодаря хорошей актерской игре всех участников встречи их перепалки выглядят столь же нелепо, сколь и правдоподобно. Что делать, если под кроватью обнаружился чей-то презерватив? Как реагировать, если твой парень при всем ресторане начинает петь до тошноты слащавую песню? Как сказать своей бывшей (но по-своему еще любимой) жене, что она никак не может продать дом, полученный в наследство? И так далее. С первой же сцены перед каждым из персонажей встают вызовы, пусть часто тривиальные, в совокупности порождающие захватывающую череду жарких споров, благонамеренных манипуляций и неловких извинений.

Съемки фильма проходили в городе Калелья, одном из крупнейших туристических центров в провинции Барселона
Съемки фильма проходили в городе Калелья, одном из крупнейших туристических центров в провинции Барселона

За комичными перепалками семьи Альварадо, однако, скрывается серьезная и не только для Испании проблема невидимой эмоциональной работы матерей (и, в более широком смысле, родителей вообще) в семье. «Дом в огне» с восхитительной точностью показывает, что взросление собственных детей даже для любящей мамы неизбежно несёт в себе оттенок трагизма. Ведь все силы и время, что мать годами вкладывает в их становление, ими обычно рассматривается (пусть и справедливо) как нечто естественное, а потому не заслуживающее осознания, что-то вроде привычного завтрака или похода в школу каждый день. В свою очередь, для отца, который обеспечивает семью, фоновое присутствие в жизни детей не только печальная необходимость (кто-то же должен работать), но и способ сбежать от груза воспитательных проблем.

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

Эмоциональная правда в фильме дополняется рациональным примирением: лишь через принятие собственных ошибок детям становятся видны достоинства и сила духа их собственных родителей. «Дом в огне» прекрасный пример того, как сюжет о распавшейся семье утверждает ценность родственных уз, даже когда они давно не более чем тонкие нитки, связывающие давно чужих людей.

 

Поделиться