Рецензия на фильм «По ту сторону надежды» Аки Каурисмяки

В прокат выходит новый фильм Аки Каурисмяки «По ту сторону надежды». Евгения Иванилова разобрала для «Киномании» темы, которые поднимает культовый финн.

Халед (Шерван Хаджи) — сирийский беженец. Он не знает, кто именно бомбит его родной Алеппо — Россия, Америка или боевики ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в России). Зато твердо понимает одно — раскопав руины бывшего дома, нужно взять под руку уцелевшую сестру и бежать туда, где бомбы не сыплются с неба — в Европу. Скитаясь по ее юго-восточной части, Халед теряет сестру и засыпает на балкере с углем. Название этого судна — 

Eira — мелькает одним из первых кадров, и, вероятно, отсылает к древнескандинавскому варианту слова «милосердие» (на живых языках о нем не сказать без нафталина). 

Eira приплывает в мутно-серые Хельсинки, и случайная остановка Халеда в финском порту оказывается открывающей сюжетной рамкой.

«По ту сторону надежды» — вторая часть трилогии о беженцах, запущенной Аки Каурисмяки в 2011 году. Фабульный пунктир тот же, что и в «Гавре» (первом фильме трилогии, где речь шла об африканцах во Франции) — нелегальная миграция, прятки от полиции, случайная встреча с отзывчивыми финнами, которые и сами не в ладах с условностями законодательства. При всем этом происхождение протагониста-беженца (его сестры и иракского друга по несчастью) встроено в более острый и глобальный политический контекст. Не будет открытием сказать, что вопрос высокой мусульманской миграции в Европе неизбежно смыкается с двумя другими взаимообусловленными проблемами — терроризма и исламофобии. Опасаясь первого и самообличаясь во втором, финский миграционный суд желает Халеду «хорошего настроения» и предписывает вернуться в Сирию, где, по последним данным, уже тихо и безопасно. Правдивость этой информации веско показывает сравнительный монтаж, с помощью которого судебное заседание перетекает в телевизионные новости про очередные бомбежки в Алеппо. Халед смотрит их в центре для мигрантов и окончательно решается на нелегальную одиссею по Хельсинки.

При мощной политической повестке содержательный план фильма, конечно, не сводим к мусульманскому вопросу. Сюжетная линия Халеда с первых минут ленты сопрягается с историей финского коммивояжера Викстрёма (Сакари Куосманен), который уходит от жены и работы, а на внезапный карточный выигрыш покупает ресторан. Это место слабо тянет на приличный общепит, а больше походит на волшебную страну с муми-троллями — поваром, официанткой и метрдотелем. Викстрём и его работники отчаянно пытаются угадать современные тренды — обкладывают селедку пудом васаби и подают японцам — но все же остаются застрявшими в вечных 80-х. Кажется, что динамика картины как раз и возникает из соположения вынужденности побега сирийца, с одной стороны, и финских грез о движении и переменах — с другой. Персонаж Кати Оутенен (примы фильмографии Каурисмяки), который появляется здесь на пару мгновений, заявляет открыто, мол, устала от застоя и поедет веселиться в экзотические страны. Попутно это звучит и как творческая самоирония режиссера.

Огромное количество элементов фильма — от предметного антуража до диегетической музыки, от растворения финского и фарси в английском до убойного кулинарного вернисажа — расширяют социально-политическую проблематику картины. Каурисмяки показывает межкультурный трансфер в тех промышленных масштабах, которые достигнуты современным миром. Это и смешно (лаконичный юмор фильма тому доказательство) и горько. Ведь когда такая замечательная вещь, как межкультурная коммуникация подводится под знаменатель глобального капитализма, диалог становится отчужденным. Подхватывая эти сложные проблемные структуры, растерянные и потерянные, выдуманные больше тридцати лет назад характеры Каурисмяки продолжают колдовать над зрителями.

Читайте также: подборка «10 фильмов Аки Каурисмяки», новость «В Москве пройдет ретроспектива Аки Каурисмяки».

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Восхитительная воительница: Рыжая Соня и женские образы в фэнтезийном кинематографе
Статьи
Восхитительная воительница: Рыжая Соня и женские образы в фэнтезийном кинематографе
В прокат выходит «Рыжая Соня» - новая экранизация фэнтезийной классики о храброй и сильной женщине, взявшей в руки меч, чтобы бороться против тирании. Когда-то она была одной из первых героинь, бросивших вызов миру, где безраздельно правили мужчины, и доказавших, что фэнтези и феминизм никак не конфликтуют. KNMN рассказывает о богатом историческом наследии, стоящем за фигурой девы-воительницы в книгах, комиксах и, наконец, фильмах
Лесной поход девушки и двух скуфов в «Хорошенькой»
Рецензии
Лесной поход девушки и двух скуфов в «Хорошенькой»
Лесной поход девушки и двух скуфов в «Хорошенькой»
Рецензии
Коллективный бред, думскроллинг и отказ носить маску в «Эддингтоне» Ари Астера
Лесной поход девушки и двух скуфов в «Хорошенькой»
Статьи
«Когда мне было 11 лет, в нашей школе установили компьютер». Какие воспоминания разлочил ререлиз фильмов «Питер FM» и «Прогулка»?