В 1998-м американский писатель-фантаст Тед Чан опубликовал рассказ «История твоей жизни». За следующие два года эта работа собрала полдюжины номинаций на различные престижные премии и две награды, включая Nebula Award. Текст считался неэкранизируемым, но Дени Вильнев («Пленницы», «Враг», «Убийца») все же решил перенести события рассказа на большой экран — и, как можно было понять уже по реакции аудитории Венецианского фестиваля, где состоялась премьера фильма, с задачей режиссер вполне справился.
На Землю прибывают инопланетные гости. 12 идентичных кораблей, похожих на гигантские бананы, отлитые из неизвестного материала, синхронно появляются в разных точках планеты. Пришельцы не проявляют агрессии — да и вообще предпочитают никак не проявляться, но человечество все же настораживается. Американские военные, не способные самостоятельно наладить контакт с чужаками, обращаются за помощью к лингвисту Луизе Бэнкс (Эми Адамс) и физику Иэну Доннелли (Джереми Реннер) — те должны проникнуть в корабль и попытаться найти общий язык с инопланетянами.
Первое и самое важное, что можно сказать о «Прибытии»: Вильнев снял ленту неземной красоты. Строгая геометрия кадра, сдержанная палитра, саундтрек исландского композитора Йохана Йоханнссона (Вильнев работает с ним не первый год) — все элементы отобраны и подогнаны друг к другу так, чтобы зритель наверняка испытал эстетическое удовольствие. Даже закорюки, с помощью которых инопланетяне общаются, и космические корабли (особенно на фоне облаков, переваливающихся через горную гряду) выглядят как арт-объекты. Визуал в «Прибытии» — главное, и он затмевает сюжет.
Между тем, сама изложенная в картине история, пускай и довольно любопытная, сразу же заставляет вспомнить фантастические произведения прошлых лет. Можно провести параллель, например, с «Бойней номер пять» Воннегута, можно поискать аналогии в японских визуальных романах. Также довольно трудно избежать сравнений с фильмом Нолана «Интерстеллар» — но это связано, в первую очередь, даже не с сюжетом как таковым, а с целями и методами режиссеров. Вильнев, как и Нолан, снимает как бы о пришельцах, о чем-то иноземном — но во главу угла ставит человеческие чувства и связи. Он, как и коллега, манипулирует зрителем, использует мелодраму как рычаг, надеясь вызвать эмоции. У кого получается лучше — вопрос личных предпочтений. Можно сказать, что у Вильнева лента вышла более лаконичной, сдержанной и в результате точной, чем работа Нолана; в ней, кроме того, полностью отсутствует какой-либо экшен — что ортодоксальные поклонники научной фантастики, наверно, расценят как достоинство, а любители современных киноблокбастеров — как недостаток. Тем не менее, иногда кажется, что «Прибытие» получилось слишком холодным и скалькулированным, чтобы спровоцировать действительно сильную эмоциональную реакцию.
Ситуацию спасает Эми Адамс. Эта актриса — один из главных козырей «Прибытия», в историю можно поверить именно благодаря ее увлеченности и естественности. На фоне совершенного инопланетного великолепия героиня Адамс выглядит проявлением красоты земной, теплой, человечной, несовершенной. Сама лента «Прибытие» тоже, пожалуй, не идеальна (или, по крайней мере, как отмечают поклонники оригинального рассказа, проигрывает первоисточнику), но так, наверное, и задумывалось. В конце концов, месседж этого фильма можно считать так: уверенность в том, что в будущем что-то пойдет не идеально, не является оправданием бездействия.
- О фильме
- Создатели и актеры
- Видео
- Рецензия
- Кадры
- Публикации
- Фильм в коллекциях
- Смотреть онлайн
- Еще
Рецензия на фильм «Прибытие»
Картина про пришельцев и их странные корабли от Дени Вильнева оказалась любопытным высказыванием, которое некоторые критики уже записали в лучшие фильмы года. Сергей Оболонков объясняет, чем же так хорошо «Прибытие».
11 НОЯБРЯ 2016
Текст: Сергей Оболонков

Далее по теме

Комикс дня. Джеймс Ганн сообщил, что Мэтт Ривз завершит работу над сценарием «Бэтмена 2» «в ближайшее время»
В интервью Entertainment Weekly генеральный содиректор DC Studios Джеймс Ганн среди прочего обновил информацию о «Бэтмене 2» Мэтта Ривза с Робертом Паттинсоном. Сиквел, который уже практически превратился в долгострой (Паттинсон даже успел пошутить по этому поводу), всё-таки состоится: Ганн заявил, что Ривз близок к тому, что поставить точку в сценарии. Глава DC Studios развеял слухи о том, что с «Бэтменом» Ривза/Паттинсона можно распрощаться: То, что делает Мэтт, по-прежнему очень важно, кто бы ни говорил обратное. Мы рассчитываем увидеть сценарий в ближайшее время, жду его с нетерпением. «Бэтмен» Ривза увидел свет в 2022 году. Премьера «Бэтмена 2» должна состояться 1 октября 2027 года — через 5 после выхода первого фильма. В бэтмениане Кристофера Нолана вторая часть — «Тёмный рыцарь» (2008) — была выпущена через три года после первой, «Бэтмен: Начало» (2005). Между «Бэтменом» (1989) Тима Бёртона и сиквелом «Бэтмен возвращается» (1992) тоже прошло три года, а в Снайдерверсе первый и второй фильмы с Бэтменом вообще вышли один за другим, в 2016-м и 2017-м. Кроме того, Ганн заявил, что уже пишется сценарий новой «Чудо-женщины», уточнив, что полнометражный сольный фильм не будет иметь отношения к ранее анонсированному сериалу про амазонок «Потерянный рай», работа над которым «продвигается медленно, но всё-таки продвигается». Глава DC Studios не сообщил, кто именно занимается сценарием полного метра. Претенденток на роль Дианы студия тоже пока не называет (если они вообще есть). Напомним, что Ганн в конце 2022 года решил свернуть производство триквела «Чудо-женщины» с Галь Гадот, сжигая последние мосты между новой киновселенной DC и Снайдерверсом.
12 ИЮНЯ

Воспоминание дня. Джереми Реннер рассказал об ощущениях, которые испытал, оказавшись на волосок от смерти
В недавнем выпуске подкаста Келли Рипы «Let’s Talk Off Camera» Джереми Реннер вспомнил о несчастном случае, который едва не стоил ему жизни. Актёр рассказал об ощущениях, которые он испытал, находясь, как он сам считает, в состоянии клинической смерти. Эти ощущения он также описал в вышедшей только что автобиографии «Мой следующий вдох» (My Next Breath). Реннер заявил, что практически вернулся с того света и, как ни странно, поначалу был этому не слишком рад: Это чудесное, чудесное облегчение, когда покидаешь своё тело. Это самое волнующее состояние покоя, которое ты когда-либо мог почувствовать. Ты видишь только то, что находится в твоём мысленном поле зрения, и ничего больше. Как будто ты — атомы того, кем являешься, ДНК, дух. Это сильнейший выброс адреналина, но покой, который приходит вслед за ним, великолепен. Это волшебно. Актёр также описал свою реакцию, когда его привели в чувство: Я не хотел возвращаться. Помню, когда меня вернули, я был дико зол. Я увидел своё глазное яблоко и подумал: «О, чёрт, я вернулся». Увидел свои ноги и подумал: «Да, потом будет больно». И потом такой: «Ладно, давайте я продолжу дышать». Несчастный случай, из-за которого Джереми едва не погиб, произошёл 1 января 2023 года, после сильного снегопада. На подъездной дороге к своему дому Реннер убирал снег на ратраке. В какой-то момент он, не поставив машину на ручник, покинул её, чтобы помочь своему племяннику вызволить из снежного заноса его грузовик. Неуправляемый ратрак тронулся с места, и актёр попал под него, получив тяжёлые травмы, которые чуть не оказались летальными. Согласно медицинским отчётам, Реннер был госпитализирован с тупой травмой грудной клетки, у него было 14 переломов ребёр, сломано колено и лодыжка правой ноги, большеберцовая кость и лодыжка левой ноги, перелом ключицы и плечевой кости, множество серьёзных мышечных повреждений и мелких переломов. Спустя примерно 30 минут после инцидента Джереми отключился, а в сознание пришёл уже в больнице. Судя по всему, ощущения именно в этом промежутке времени он и описал в книге и интервью. Реннер перенёс две операции и до 3 января находился в палате интенсивной терапии. Придя в себя, он в соцсетях поблагодарил поклонников за поддержку. Реабилитационный период занял целый год. В 2024-м Джереми вернулся к работе, снявшись в детективе «Достать ножи: Проснись, мертвец».
28 МАЯ

Кастинг дня. Ана де Армас в океанской бездне с Томом Крузом, Рэйф Файнс в роли президента Сноу в приквеле «Голодных игр» и др.
Если верить инсайду сайта Deadline, Ана де Армас готова погрузиться с Томом Крузом в глубины океана в фантастическом триллере Дага Лаймана «Deeper». Это голливудский долгострой, который находится в разработке почти десятилетие: в разное время его планировали ставить Корнел Мундруцо и Бальтасар Кормакур, а на главную роль претендовали Брэдли Купер и Идрис Эльба. Главный герой истории — астронавт, который в глубоководном аппарате погружается в неисследованную впадину и сталкивается там с чем-то ужасным. Над новой версией сценария работает соратник Круза по франшизе «Миссия невыполнима» Кристофер МакКуорри. Проектом занимается Warner Bros., которая собирается потратить на производство $200 миллионов. Рэйф Файнс сыграет президента Сноу в приквеле «Голодных игр» — «Голодные игры: Рассвет Жатвы». В основных фильмах франшизы Сноу играл Дональд Сазерленд, ушедший из жизни в 2024 году, а в приквеле «Баллада о змеях и певчих птицах» — Том Блайт. В «Рассвете Жатвы» молодой Хеймитч Эбернети (Джозеф Зэйда) выиграет 50-е Голодные игры. В фильме также заняты Уитни Пик, Маккенна Грейс, Джесси Племонс, Келвин Харрисон-мл., Майя Хоук, Лили Тейлор и Бен Ван. Поставит приквел штатный режиссёр франшизы Фрэнсис Лоуренс. Кирстен Данст подписалась на главную роль в триллере «Самопомощь» (Self Help), который станет режиссёрским дебютом Флоры Бирнбаум — сценаристки сериалов «Американская история преступлений» и «Жизни матрёшки». Действие развернётся в охваченном пламенем Лос-Анджелесе. Пока количество жертв пожаров растёт, главная героиня становится свидетельницей ДТП, виновник которого скрылся. Происшествие, в котором замешан богатый застройщик, становится ключом к масштабному заговору. Среди продюсеров фильма значится Уилл Феррелл. Элизабет Олсен составит компанию Кристен Стюарт и Оскару Айзеку в вампирском триллере «Плоть богов» (Flesh of the Gods), за постановку которого планирует взяться режиссёр «Мэнди» Панос Косматос. За драматургию отвечает сценарист «Семи» Эндрю Кевин Уокер. В гламурном Лос-Анджелесе 1980-х главные герои, супруги Рауль (Айзек) и Алекс (Стюарт), каждый вечер покидают свои апартаменты в роскошном небоскрёбе и отправляются в наэлектризованный ночной город. Однажды судьба сводит их с загадочной незнакомкой и её свитой — так Алекс и Рауль открывают для себя мир гедонизма, острых ощущений и насилия. Сэмюэл Л. Джексон, Ева Грин и Мария Педраса сыграют в нуарном триллере «Just Play Dead», который поставит временно отвлекшийся от сериалов Гэри Фледер, когда-то снимавший крепкое криминальное кино («Чем заняться мертвецу в Денвере», «Целуя девушек», «Вердикт за деньги»). Герой Джексона — загнанный в угол федералами преступный гений Джек, который решает инсценировать свою смерть, получив с помощью «скорбящей» жены Норы (Грин) $30 млн по страховке и обвинив в своём убийстве её любовника Чада. Но у Норы есть свой план: она решает убить Джека по-настоящему, подставив Чада и получив всю страховку целиком. Аманда Сайфред и Скут МакНэйри возглавили каст романтического триллера о побеге из тюрьмы «Жизнь и смерти Уилсона Шедда» (The Life and Deaths of Wilson Shedd). Фильм ставит по собственному сценарию Тим Блейк Нельсон, съёмки уже стартовали и проходят в Джорджии. Героиня Сайфред — учительница, страдающая в ужасном браке с мужем-абьюзером. Она получает работу в тюрьме строгого режима, влюбляется там в харизматичного заключённого (МакНэйри), и эта влюблённость приводит к катастрофическим последствиям. Мадс Миккельсен получил главную роль в триллере «Сириус» (Sirius) — режиссёрском дебюте известного монтажёра Ли Смита, работавшего с Питером Уиром, Сэмом Мендесом и Кристофером Ноланом (за монтаж «Дюнкёрка» он получил «Оскара»). Сценарий сочинил Тони Мошер («Механик: Воскрешение»). Детали сюжета держатся в секрете — известно лишь, что нас ждёт экшен-триллер, вдохновлённый реальными историями из практики «Сириуса», элитного подразделения ВМФ Дании, патрулирующего побережье Гренландии на всём его протяжении.
18 МАЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
Уходит в небо. Памяти Евгения Доги
На прошлой неделе не стало советского и молдавского композитора, помимо прочего сочинившего музыку к паре сотне фильмов. KNMN под руководством музыкального критика Дениса Бояринова погружается глубоко в творчество мэтра
11 ИЮНЯ

Вулкан удачи, телешоу 1980-х и парик Уолтона Гоггинса в «Как стать миллионером»
12 ИЮНЯ

Хлоя Севиньи, нелепые документалисты и пестициды в «Волшебной ферме»
10 ИЮНЯ

Женитьба по глупости и жизнь по трусости в фильме «Всё, что тебя касается»
9 ИЮНЯ