Вдова Ребекка (Ане Даль Торп) приезжает с двумя дочками в замок к немолодому и, как она надеялась, состоятельному жениху. Вскоре после свадьбы пожилой молодожён испускает дух, и тогда становится ясно, что богатство у него только одно — красавица-дочь Агнес (Теа Софье Лок Несс), которая путается с конюхом. Сводная старшая сестрица Эльвира (замечательная Леа Мюрен) страшно завидует её совершенству и проводит дни в мечтаниях о прекрасном выдуманном принце, а мать не жалеет ни сил, ни средств и активно занимается подготовкой дочери к балу во дворце принца вполне реального (Исак Калмрот). Для этого она устраивает Эльвиру (и падчерицу Агнес за компанию) в школу для благородных девиц и заказывает косметические процедуры у пращура нынешних пластических хирургов, доктора Эстетика (Адам Лундгрен), который пользуется в основном молотком и суровой нитью. Но природу всё равно не обманешь.
Буквально на вступительных титрах, проплывающих в красивых завитушках на фоне гниющего тела отца Золушки, становится ясно, что фильм требует определённой выносливости. Но надо отдать должное дебютантке в режиссуре Эмили Блихфельдт — в своей постмодернистской версии «Золушки» она не так уж далеко ушла от оригинальной сказки братьев Гримм. Там одна из сводных сестер, чтобы влезть в туфельку, отрубает себе палец ноги, а другая – пятку, но всё равно соперницы не достигают желанного результата. Еще одна важная деталь, не вошедшая в щадящую детей редакцию — по дороге на свадьбу ненавистной Золушки птицы выклевали им по глазу, а на обратном пути довершили начатое, окончательно ослепив.
В «Гадкой сестре» за любовь красавца королевских кровей борется только одна из дочек мачехи — вторую, Альму (Фло Фагерли), оставили в покое, видимо, из-за малого возраста, и она оказывается единственным здравомыслящим персонажем из этой семейки. На остальных героинь и героев, в том числе и на Золушку-Агнес, режиссёрка смотрит без особой симпатии. И безумная мать, готовая изуродовать дочку ради очень условного понимания привлекательности, и дочка, одержимая принцем из воображения, который в реальности оказывается крайне малоприятной особой — все они сами виноваты в своих бедах.
Но, в первую очередь, фильм высмеивает не героинь, а современную погоню за красотой с помощью коллагена и оземпика — здесь их заменяют жуткие пыточные инструменты и ленточные черви. При этом Эльвира вовсе не уродлива — в сказке сёстры вообще описаны как прекрасные снаружи и гадкие внутри. Но следование общепринятым стандартам приводит её к уродованию своего тела, а зрителей — к одной из самых изматывающих сцен в кино за последнее время. Поверьте, даже людям, закалённым издевательствами над глазными яблоками в «Ужасе в опере» Дарио Ардженто, будет непросто. Впрочем, червяки тоже никого не оставят равнодушными — в отличие от несколько мультяшной трансгрессии «Субстанции», которая тоже посвящена погоне за навязываемой красотой, у Блихфельдт получилось по-настоящему шокировать.
Весь эти проверки на выносливость сочетаются с эстетским визуальным рядом датского оператора Марселя Зискинда («Мистер Одиночество» Хармони Корина, множество фильмов Майкла Уинтерботтома). Сознательные анахронизмы и красочные сцены пышного бала напоминают «Марию-Антуанетту» Софии Копполы; получается красиво и гадко одновременно, как пыточный намордник на лице Агнес.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
В детстве Эмили Блихфельдт обожала и много раз пересматривала «Амели», а став студенткой, посмотрела «Догвилль» и была сражена наповал. С тех пор она открыла для себя и полюбила Дэвида Кроненберга, Клер Дени, Аньес Варда, Линн Рэмси и других режиссёров. Однако влияние именно этих двух таких разных картин прослеживается в её самобытном дебюте, который впервые был показан в программе «Полуночное кино» фестиваля «Сандэнс», а теперь вышел в российский прокат. Сходить непременно стоит — после просмотра крылатая фраза Фаины Раневской «красота — это страшная сила» гарантированно заиграет новыми красками.