Настоящие братья Гримм и селф-харм ради красоты в «Гадкой сестре»

В российский прокат выходит боди-хоррор на основе сказки про Золушку, где история рассказывается с точки зрения одной из её некрасивых сводных сестер. KNMN разбирается, чем этот режиссёрский дебют актуален и почему он шокирует побольше нашумевшей «Субстанции»

Вдова Ребекка (Ане Даль Торп) приезжает с двумя дочками в замок к немолодому и, как она надеялась, состоятельному жениху. Вскоре после свадьбы пожилой молодожён испускает дух, и тогда становится ясно, что богатство у него только одно — красавица-дочь Агнес (Теа Софье Лок Несс), которая путается с конюхом. Сводная старшая сестрица Эльвира (замечательная Леа Мюрен) страшно завидует её совершенству и проводит дни в мечтаниях о прекрасном выдуманном принце, а мать не жалеет ни сил, ни средств и активно занимается подготовкой дочери к балу во дворце принца вполне реального (Исак Калмрот). Для этого она устраивает Эльвиру (и падчерицу Агнес за компанию) в школу для благородных девиц и заказывает косметические процедуры у пращура нынешних пластических хирургов, доктора Эстетика (Адам Лундгрен), который пользуется в основном молотком и суровой нитью. Но природу всё равно не обманешь.  

Норвежка Эмили Блихфельдт выросла за Полярным кругом, в детстве много читала и ассоциировала себя с одной из сестер в «Золушке», изуродовавшей свою ногу

Норвежка Эмили Блихфельдт выросла за Полярным кругом, в детстве много читала и ассоциировала себя с одной из сестер в «Золушке», изуродовавшей свою ногу

Буквально на вступительных титрах, проплывающих в красивых завитушках на фоне гниющего тела отца Золушки, становится ясно, что фильм требует определённой выносливости. Но надо отдать должное дебютантке в режиссуре Эмили Блихфельдт — в своей постмодернистской версии «Золушки» она не так уж далеко ушла от оригинальной сказки братьев Гримм. Там одна из сводных сестер, чтобы влезть в туфельку, отрубает себе палец ноги, а другая – пятку, но всё равно соперницы не достигают желанного результата. Еще одна важная деталь, не вошедшая в щадящую детей редакцию — по дороге на свадьбу ненавистной Золушки птицы выклевали им по глазу, а на обратном пути довершили начатое, окончательно ослепив. 


В «Гадкой сестре» за любовь красавца королевских кровей борется только одна из дочек мачехи — вторую, Альму (Фло Фагерли), оставили в покое, видимо, из-за малого возраста, и она оказывается единственным здравомыслящим персонажем из этой семейки. На остальных героинь и героев, в том числе и на Золушку-Агнес, режиссёрка смотрит без особой симпатии. И безумная мать, готовая изуродовать дочку ради очень условного понимания привлекательности, и дочка, одержимая принцем из воображения, который в реальности оказывается крайне малоприятной особой — все они сами виноваты в своих бедах. 

Для своего фильма Блихфельдт придумала концепцию «бьюти-хоррор», основанную на боди-хорроре и афоризме «красота требует жертв»

Для своего фильма Блихфельдт придумала концепцию «бьюти-хоррор», основанную на боди-хорроре и афоризме «красота требует жертв»

Но, в первую очередь, фильм высмеивает не героинь, а современную погоню за красотой с помощью коллагена и оземпика — здесь их заменяют жуткие пыточные инструменты и ленточные черви. При этом Эльвира вовсе не уродлива — в сказке сёстры вообще описаны как прекрасные снаружи и гадкие внутри. Но следование общепринятым стандартам приводит её к уродованию своего тела, а зрителей — к одной из самых изматывающих сцен в кино за последнее время. Поверьте, даже людям, закалённым издевательствами над глазными яблоками в «Ужасе в опере» Дарио Ардженто, будет непросто. Впрочем, червяки тоже никого не оставят равнодушными — в отличие от несколько мультяшной трансгрессии «Субстанции», которая тоже посвящена погоне за навязываемой красотой, у Блихфельдт получилось по-настоящему шокировать. 

Художник по костюмам Манон Расмуссен работала на всех фильмах Ларса фон Триера

Художник по костюмам Манон Расмуссен работала на всех фильмах Ларса фон Триера

Весь эти проверки на выносливость сочетаются с эстетским визуальным рядом датского оператора Марселя ЗискиндаМистер Одиночество» Хармони Корина, множество фильмов Майкла Уинтерботтома).  Сознательные анахронизмы и красочные сцены пышного бала напоминают «Марию-Антуанетту» Софии Копполы; получается красиво и гадко одновременно, как пыточный намордник на лице Агнес. 

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

В детстве Эмили Блихфельдт обожала и много раз пересматривала «Амели», а став студенткой, посмотрела «Догвилль» и была сражена наповал. С тех пор она открыла для себя и полюбила Дэвида Кроненберга, Клер Дени, Аньес Варда, Линн Рэмси и других режиссёров. Однако влияние именно этих двух таких разных картин прослеживается в её самобытном дебюте, который впервые был показан в программе «Полуночное кино» фестиваля «Сандэнс», а теперь вышел в российский прокат. Сходить непременно стоит — после просмотра крылатая фраза Фаины Раневской «красота — это страшная сила» гарантированно заиграет новыми красками.
 

Поделиться