10 лучших остросюжетных фильмов и сериалов про деньги

На этой неделе вышла новая режиссерская работа Джоди Фостер «Финансовый монстр», где герой Джорджа Клуни расплачивается за то, что взял на себя смелость учить других, куда вкладывать деньги. Киномания выбрала 10 лучших остросюжетных фильмов и сериалов про игры с ценными бумагами, которые способны сделать из зрителя настоящего эксперта в финансовых вопросах.
10 лучших остросюжетных фильмов и сериалов про деньги

Уолл-стрит / Wall Street

Режиссер Оливер Стоун, 1987

кадр из фильма
кадр из фильма
Над фильмом, который вошел в историю под названием «Уолл-стрит», Оливер Стоун начал работать через год после смерти отца. Эта картина стала своеобразным посвящением Луису Стоуну — успешному нью-йоркскому брокеру, который познакомил Оливера с миром фондовых бирж и финансовых махинаций. Но харизматичный миллиардер Гордон Гекко, которого Forbes считает одним из самых богатых вымышленных персонажей (и ставит в один ряд со Скруджем Макдаком и Брюсом Уэйном), был придуман под влиянием совершенно других финансовых воротил. В их числе — американский магнат Карл Айкен (которому приписывают слова «Хочешь иметь друга на Уолл-стрит — заведи собаку») и не менее красноречивый гуру биржевых спекуляций Айвен Боски. Именно он подарил Гордону Гекко культовую фразу, которая звучит на 78-й минуте картины: «Жадность — это хорошо».

Пи / Pi

Режиссер Даррен Аронофски, 1998

кадр из фильма
кадр из фильма
Чтобы дебютировать в кино с многослойной историей об одержимом ученом, который пытается найти математическое объяснение биржевым колебаниям, Даррен Аронофски решил прибегнуть к тому, что именуют в наши дни краудфандингом. Обратившись за финансовой помощью к друзьям, знакомым и знакомым знакомых, будущий обладатель «Золотого льва» собрал 60 тысяч долларов, которых хватило, чтобы сделать картину с математической константой в названии. Фильм, который сравнивают с «Матрицей» и работами Дэвида Линча. Самый философский и неоднозначный из той категории триллеров, в которых фигурируют котировки акций, биржевые сводки и помешанные на прибыли финансисты.

Аферист / Rogue Trader

Режиссер Джеймс Дирдер, 1999

кадр из фильма
кадр из фильма
В 25 лет, будучи штатным трейдером знаменитого британского банка «Бэрингс», Ник Лисон приносил его владельцам десятки миллионов долларов прибыли. Тот же человек, спустя каких-то три года, собственноручно этот банк обанкротил, о чем, сидя в сингапурской тюрьме, написал откровенные мемуары. Дабы доказать, что величайшие аферисты и комбинаторы умудряются делать деньги даже в неволе, он продал права на экранизацию в Голливуд и договорился получать проценты от мирового проката. Однако фильм о самой громкой финансовой афере конца прошлого века в кинотеатрах прошел почти незаметно. А жаль. Финансовый триллер Джеймса Дирдера рекомендуется к просмотру для всех, кто желает узнать, куда спрятать долг на сумму до полутора миллиардов.

Американский психопат / American Psycho

Режиссер Мэри Харрон, 2000

кадр из фильма
кадр из фильма
В начале 1990-х, когда на прилавках появился «Американский психопат», утопавший в крови, его автора Брета Истона Эллиса осыпали ругательствами. Его обвиняли в чрезмерной жестокости и натурализме, в пропаганде женоненавистничества, насилия и расизма. Однако никто не обвинил эпатажного писателя в дискредитации мира Уолл-стрит, где работает придуманный им персонаж Патрик Бэйтман — чувствительный выпускник Гарварда, который душится, как барышня, а топором владеет, как заправский мясник. Ни из романа, ни из одноименного фильма, поставленного Мэри Харрон, нам не узнать, за что платят деньги сотруднику инвестиционного банка (сам Бэйтман на рабочем месте лишь слушает музыку, смотрит телек и решает кроссворды). Но запомните вот что: от этих странных людей, которые носят дорогие костюмы, ходят на бизнес-ланчи и неусыпно следят за колебанием курса, лучше держаться подальше. В обмен на зарплату с кучей нулей они легко расстаются не только с совестью, но и с рассудком.

Бойлерная / The Boiler Room

Режиссер Бен Янгер, 2000

кадр из фильма
кадр из фильма
История этого фильма началась с собеседования его автора Бена Янгера в брокерской фирме: «Я зашел в этот офис, увидел всех этих парней и воскликнул: «Вот он, мой фильм». И вместо того, чтобы обучаться искусству финансовых спекуляций, он приступил к работе над сценарием «Бойлерной» — самого правдивого и честного фильма о бесчестных нью-йоркских брокерах, у которых неопытный, но упертый Бен Янгер (не снявший до этого ни единой картины) целых два года выпытывал тайны профессии. Но самую ценную информацию он почерпнул из вышедших как раз в конце 1990-х мемуаров Джордана Белфорта — сумасбродного основателя компании Stratton Oakmont, который позже станет главным героем скорсезевского «Волка с Уолл-стрит».

Сделка / The Deal

Режиссер Харви Кан, 2005

кадр из фильма
кадр из фильма
«Всегда заключайте сделку!» — напутствовал агентов по продаже недвижимости герой Алека Болдуина — бизнес-тренер из фильма «Американцы». Эта мысль вшита в головы финансистов всех мастей и калибров, и герой Кристиана Слэйтера (которого в американо-канадском триллере «Сделка» называют «более податливой и мягкой версией Гордона Гекко») ни в коей мере не является исключением. Но когда финансы сталкиваются с политикой, а русская мафия заносит кулак над Уолл-стрит, цена заключения (равно как и расторжения) сделки может оказаться непомерно высокой. И речь заходит уже о сделке другого порядка — той, что заключают обычно с собственной совестью.

Схватка / Damages

Режиссер Тодд А. Кесслер, Мэттью Пенн, Тимоти Басфилд и др., 2007

кадр из фильма
кадр из фильма
Благодаря тому, что жестокая и беспринципная Петти Хьюз, возглавляющая юридическую фирму «Хьюз и партнеры», берется лишь за крупные финансовые иски, «Схватку» можно рассматривать и как учебник по праву, и как пособие по финансовой грамотности. Главная героиня сериала соперничает с мошенниками и аферистами самого высокого уровня. Ее враги — это миллиардер, разоривший пять тысяч сотрудников собственной фирмы; глава энергетической корпорации, вступивший в тайный сговор с нью-йоркским брокером; создатель невиданной по масштабу финансовой пирамиды, ограбивший тысячи вкладчиков... Внимательные зрители унесут с собой из «Схватки» не только длинный список красивых, но по-прежнему непонятных слов (типа хедж-фонда), но и мысль о том, что деньги по-прежнему лучше хранить под подушкой.

Предел риска / Margin Call

Режиссер Дж.С. Чендор, 2011

кадр из фильма
кадр из фильма
Дж.С. Чендор — уже третий режиссер в этом списке (после Даррена Аронофски и Бена Янгера), который стартовал в профессии с финансовым триллером. Этот факт легко объясним. Подобные «Пределу риска» картины можно, ничем не рискуя, доверять дебютантам: скромный бюджет, спринтерская съемочная дистанция, ограниченное количество локаций и возможность создать невероятное напряжение без всяких драк и погонь — за счет одних только диалогов и нервных взглядов на графики с котировками акций. Фильм, обошедшийся в $3,5 млн и снятый за 17 съемочных дней, не мог не принести своим продюсерам хорошую прибыль. Тем более, что тема «Предела риска» была горячей, как вокзальные пирожки: финансовый крах Америки 2008-го года.

Порочная страсть / Arbitrage

Режиссер Николас Джареки, 2012

кадр из фильма
кадр из фильма
Подводя итоги 2012 года, ведущие голливудские аналитики искренне оплакивали судьбу этой картины, которую не удостоили ни единой оскаровской номинации, и восхваляли Ричарда Гира, сыгравшего свою лучшую роль. Его герой Роберт Миллер — харизматичный мультимиллионер, который называет себя оракулом финансового мира, — свято верит в то, что деньги не пахнут, а законы написаны не для того, чтобы их соблюдать. От сказочного ореола, который окружал гировского богача в ромкоме «Красотка», здесь не осталось даже намека (хотя размер капитала обоих героев сопоставим). Хвалу таланту Ричарда Гира воздавал и режиссер «Порочной страсти» Николас Джареки, признав, что именно Гир придумал для фильма фразу, которая наилучшим образом характеризует его персонажа. «Мы не партнеры, — ухмыляется Роберт Миллер в беседе с собственной дочкой. — Ты работаешь на меня. Здесь все работают на меня». Звучит, как девиз всех финансовых воротил.

Миллиарды / Billions

Режиссеры Нил Бергер, Джеймс Фоули и др., 2016

кадр из фильма
кадр из фильма
Чтобы перевоплотиться в завербованного сержанта морской пехоты Николаса Броуди («Родина»), Дэмиан Льюис встречался с американскими солдатами, страдающими посттравматическим синдромом, и читал «Колыбельную зла» — мемуары ирландца Брайана Кинана, который четыре года провел как заложник в столице Ливана. Чтобы стать королем хедж-фондов в новом проекте канала Showtime («Миллиарды»), он положил на свой прикроватный столик новое чтиво — книгу основателя компании Greenlight Capital Дэвида Эйнхорна, посвященную манипуляциям на рынке ценных бумаг. Если ознакомиться с ее содержанием, удовольствие от просмотра сериала может вырасти многократно.