В Саранске состоится премьера первого в истории Мордовии фильма «Азор»

В России, Эстонии и Финляндии впервые покажут фильм, полностью снятый на эрзянском языке.
В Саранске состоится премьера первого в истории Мордовии фильма «Азор»

10 октября в Саранске состоится премьера фильма «Азор». Кинокартина полностью снята на эрзянском языке, принадлежащем к финно-угорской группе и являющемся одним из трех официальных языков Мордовии. Это первая в истории кинокартина, снятая на эрзянском языке. Создан «Азор» усилиями местных энтузиастов Виктора Чичайкина (режиссер, продюсер) и Александра Учеваткина (автор сценария, продюсер). Картина, запущенная в производство в 2015 году, помимо прочего еще является и первым художественным фильмом в истории Мордовии. Как и полагается подобным инициативам снизу, все роли в фильме исполнили непрофессиональные актеры. За исключением собственно главного героя, именем которого и назван фильм, – его исполняет Павел Михайлов, служащий в Национальном театре РМ Мордовия.

Первый в истории республики фильм – что логично – был снят на историческую тематику. Действия разворачиваются в 1237 году во времена монгольского нашествия. Обыкновенный парень Азор случайно натыкается на отряд монголов, и они берут его в плен. А дальше события развиваются по всем канонам историко-приключенческой ленты: побег из плена, ранение, спасение колдуньей, спецзадание от эрзянского царя и т.д.

И вот, пройдя сквозь все перипетии съемочного процесса и постпродакшена, лента получила прокатное удостоверение. Мало того, фильм покажут в шести финских городах, а 21-23 октября будут показы в Эстонии. Картина будет переведена на русский и финский языки (для финской аудитории – субтитры). Главный герой тут, конечно, не столько сам Азор, сколько эрзянский язык. Все актеры, снявшиеся в картине, являются носителями этого этнического языка уральских народов. Посмотрите трейлер к фильму: закадровый голос на эрзянском – это само величие.

Событие это хоть и носит скорее местный характер, важно однако как прецедент. «Азор» – прекрасный пример того, что в регионах можно (и нужно) снимать кино. И в какой-то момент эти региональные инициативы, возможно, и станут тем самым рычагом, которому суждено перевернуть ситуацию в российском кинематографе.