Красивая воровка Скарлетт (Шарлотта Кирк) промышляет в ночных клубах, обчищая карманы потерявших бдительность мужчин. Все идет отлично — до тех пор, пока ее буквально не ловит за руку очередной «клиент», джентльмен с военной выправкой, представившийся Робом (Филип Уинчестер). Он не собирается сдавать Скарлетт полиции или мстить карманнице как-то иначе — вместо этого он хочет ее нанять. Выясняется, что Роб — не последний человек в подпольном алмазном бизнесе: он доставляет камешки из Африки в Европу. На носу — большая сделка с королевой лондонского криминального мира Чарли (Стефани Бичем), и чтобы она состоялась, Робу и Скарлетт, которую новые друзья прозвали Герцогиней, придется наведаться к партнерам по бизнесу на Тенерифе. Поездка на Канары окажется роковой.
В первой половине нулевых Нил Маршалл заработал статус одного из самых ярких жанровых британских режиссеров, сняв хорроры «Псы-воины» и «Спуск». Но надолго его запала, увы, не хватило: в 2010-е Маршалл ушел на телевидение и там глубоко увяз, хотя и не без творческих всплесков (например, он снял одну из самых запоминающихся серий «Игры престолов» — о битве при Черноводной). На большие экраны британец вернулся в 2019-м с «Хеллбоем», провалился с ним в прокате (хотя сама лента получилась веселой и кровавой — то есть вполне адекватной экранизацией комикса Майка Миньолы) и в очередной раз ушел в тень, теперь — в уютное гетто B-movies.
После средневекового триллера о зверствах инквизиции «Проклятие ведьмы» и экшен-хоррора «Логово», которые вполне органично вписались в его фильмографию, Маршалл внезапно забрел на территорию Гая Ричи со своей «Герцогиней». С собой режиссер «Спуска» прихватил старое доброе ультранасилие (которое у него, правда, не слишком шокирует и выглядит скорее по-комиксовому), бесталанную, но эффектную актрису Шарлотту Кирк из «Проклятия ведьмы» и «Логова» (она не только главная звезда последних фильмов Маршалла, но и полноценный их соавтор) и своего актера-талисмана Шона Пертви.
«Герцогиня» — в целом вполне узнаваемый Нил Маршалл, от режиссерского почерка которого не отвлекают даже яркие нововведения вроде сплит-скрина, «визитных карточек» персонажей в духе фильмов Ричи и Тарантино, ретро-колорита с приветами грайндхаусу и почти нуарного закадрового текста от лица заглавной героини. Несмотря на новую жанровую специфику, предполагающую юмор в диалогах и яркие актерские работы, «Герцогиня» привычными стараниями Маршалла превращается в первую очередь в кровавый спектакль — например, здесь более или менее подробно демонстрируется «колумбийский галстук» (не только результат, но и сам процесс убийства). Кстати, в этой сцене солирует 77-летняя Стефани Бичем — локальная британская легенда, прославившаяся ролями злодеек в хоррорах 1970-х, что опять-таки намекает на то, что Маршалла в этой истории интересует не столько криминальный сюжет, сколько возможность расплескать побольше крови еще и в бункере дешевого бандитского кино.
Недостатков у «Герцогини» предостаточно. Это и главная сюжетная линия, превращающаяся в пунктир, и порой раздражающие чрезмерные старания Кирк (хотя почти все актеры тут либо недоигрывают, либо переигрывают), и размытая режиссерско-сценарная интонация: «Герцогиня» то держит несерьезный тон стилизации под B-movie родом из 1960-70-х, то сваливается в душераздирающую кровавую мелодраму. В одном из эпизодов Скарлетт говорит: «В Англии все решает класс». Звучит это как самоирония, потому что именно класса «Герцогине» отчаянно не хватает: она практически в каждом кадре и диалоге выглядит как Гай Ричи для бедных — даже с учетом того, насколько унылое кино в последнее время снимает сам Ричи.
Но, как ни удивительно, смотрится все это примерно так же легко и без всякого напряжения, как и два предыдущих совместных фильма Маршалла и Кирк. И уж точно не возникает никаких сожалений по поводу потерянного времени. Видимо, дело не только в классе, но и в инерции, благодаря которой ты все равно будешь смотреть каждый новый фильм режиссера, когда-то снявшего «Псов-воинов» и «Спуск».