В России эта книга для кинематографистов вышла под названием, которое может показаться легкомысленным. На самом деле — это программный вузовский учебник Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе, по которому выучилось не одно поколение кинематографистов. Книга отлично демонстрирует разницу между отечественным и американским подходом к образованию: теоретическая часть здесь систематизирует общие правила и законы написания текста для постановки, но занимает лишь около 100 страниц. Остальные 250 — подробный разбор шедевров мирового кино, которому предшествует предисловие с описанием методологии анализа. В список объектов для изучения вошли «Крестный отец», «Инопланетянин», «Гражданин Кейн», «400 ударов» и многие другие разножанровые ленты. Бонус русскоязычным читателям — анализ советских шедевров (лент «Ирония судьбы», «Бриллиантовая рука» и «Москва слезам не верит») по той же схеме, проведенный авторами книги.
Люди, написавшие пособие, — весьма заметные фигуры в американском кинообразовании. Имя, не указанное на титуле, но, однозначно, основополагающее — Фрэнк Даниэль. В 50-х годах он закончил ВГИК, работал на производстве более 40 фильмов в Чехословакии, один из которых, «Магазин по площади», получил «Оскар» и «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке. После эмиграции в США возглавлял Американский институт киноискусства, затем преподавал в Колумбийском, а с 1981 года стал художественным руководителем фестиваля «Сандэнс». В 1986 году в Университете Южной Калифорнии он начал разработку программы обучения сценарному мастерству, в основе которой лежали наработки Эдварда Мабли. Последний еще в 1972 году на основе анализа театральных пьес сформулировал свои соображения о структуре драмы.
Дэвид Говард когда-то сам был учеником Даниэля, а позже они вместе преподавали в Университете Южной Калифорнии, где Фрэнк был деканом. Говард сам же вплотную занялся сценаристами. И к 1993 году он взялся осовременить книгу Мабли, снабдить ее реальными примерами из мирового кинонаследия.
Авторы всячески подчеркивают, что книга эта — ни в коем разе не панацея и не универсальный рецепт, как написать шедевр. Но она формулирует некоторые основополагающие принципы, которые помогут авторам создать зрительски и коммерчески успешное кино. Лучше всего ее использовать в работе с мастером, который будет контролировать практическую сторону обучения и дисциплинировать. А непрофильным работникам киноиндустрии будет полезно ее прочитать, чтобы начать говорить друг с другом на одном профессиональном языке и как минимум овладеть терминологическим аппаратом.
Стоит отметить, что по своему содержанию книга довольно базовая и простая: большая часть терминов понятий известны любому, кто в курсе основ драматургии и построения художественного текста. Есть описание пары любопытных практических приемов, разработанных авторами: например, закладки. Объясняется ценность разных видов сценариев, важность поддекстов и драмы. Прочтение теоретической части поможет разве что систематизировать и уложить в голове знания и свести терминологический аппарат воедино. Наибольшую ценность, очевидно, представляет непосредственный разбор фильмов, перед прочтением который стоит пересмотреть картины.
В российской версии получилась действительно адаптация, а не просто перевод: основное предисловие к книге написал Александр Акопов, один из основателей Cosmos Studio, на счету которой сериалы для ведущих телеканалов, и основатель и президент компании АМЕДИА. Он лично следил за тем, чтобы перевод текста был выполнен очень тщательно с профессиональной точки зрения — все термины были приведены в соответствие с современным лексиконом российской киноиндустрии.
Проект поддержала и Ассоциация продюсеров кино и телевидения. «Последние три года российские сценаристы, по крайней мере, те, кто хочет делать настоящее кино, сами занимаются дополнительным образованием: посещают семинары, мастер-классы, изучают зарубежный опыт. Эта книга — существенный позитивный сдвиг в нашем кинообразовании, и мы со своей стороны считаем ее в том числе своим вкладом в систему», — прокомментировал на презентации Сергей Сельянов, директор кинокомпании СТВ и председатель правления Ассоциации.
По словам российских редакторов, это начало создания альтернативной школы в сфере кино и телевидения, которая органично впишется в контекст мирового образования и будет выпускать кадры, подготовленные для работы на любой съемочной площадке.
Как работают над сценарием в Южной Калифорнии
В продажу поступило российское издание книги Дэвида Говарда и Эдварда Мабли о том, как написать успешный сценарий, которое готовилось три года. Редактором пособия выступил Александр Акопов.
31 ОКТЯБРЯ 2016

Далее по теме

ИИ дня. Голос Орсона Уэллса воссоздали с помощью искусственного интеллекта для использования в формате аудиогида
Лос-анджелесская компания Treefort Media заключила соглашение с наследниками Орсона Уэллса, в рамках которого голос режиссёра «Гражданина Кейна» был воссоздан с помощью искусственного интеллекта в приложении Storyrabbit, разработанном совместно с Younite.ai. Голос используется как аудиогид: оказавшись где-либо, вы можете с помощью Storyrabbit запросить краткую (от 60 до 90 секунд) историческую справку об этом месте — и цифровой Орсон Уэллс расскажет о том, как выбранная локация связана с кино, телевидением, историей и культурой. В Storyrabbit использованы для воссоздания голоса только лицензированные записи Уэллса, на работу с которыми было получено разрешение агентства Reeder Brand Management, которое занимается делами, связанными с уэллсовским наследием. Директор Reeder Brand Management Дэвид Ридер считает, что разработка отвечает духу новаторства, который был присущ самому Уэллсу: Орсон был неутомимым новатором, который свободно работал в самых разных направлениях на протяжении всей своей долгой легендарной карьеры. И поэтому появление его голоса в этой новой сфере деятельности выглядит как естественное продолжение его наследия. До 1 июня Storyrabbit можно загрузить бесплатно, а затем использование аудиогида обойдётся в $4,99 в месяц. В приложении, помимо голоса Орсона Уэллса, доступны для выбора голоса Доминика Монахэна (сериал «Остаться в живых», трилогия «Властелин колец») и бывшей профилировщицы ФБР, телеведущей и писательницы Кэндис Делонг. Голос Монахэна расскажет о локациях в дикой природе, а голосом Делонг озвучены истории о криминальном прошлом выбранного места.
22 МАЯ

Кастинг дня. Аль Пачино в байопике «Мазерати», Эйми Лу Вуд среди «Тревожных людей» и др.
Аль Пачино составил компанию Энтони Хопкинсу, Энди Гарсии, Джессике Альбе, Микеле Морроне и Сальваторе Эспозито в автомобильном байопике «Братья Мазерати» (Maserati: The Brothers). Звезда «Крёстного отца» сыграет бизнесмена Винченцо Ваккаро, который финансировал компанию семьи Мазерати в период её становления. Пачино примет участие во втором (финальном) блоке съёмок, который пройдёт в июне в Риме. Командует на съёмочной площадке Бобби Мореско, снявший в 2022 году ещё один автобайопик, «Ламборгини: Человек-легенда». Ожидается, что «Братья Мазерати» выйдут на экраны уже в начале осени 2025 года. В спортивной драме «Fight for ‘84» Джейми Фокс перевоплотится в тренера по боксу, который всего за четыре года сумел с нуля подготовить новую команду к Олимпиаде 1984 года после того, как в 1980 году все опытные американские боксёры-олимпийцы погибли в авиакатастрофе. В режиссёрском кресле — колумбиец Андрес Баис, постановщик хитового триллера «Бункер». Звезда «Белого лотоса» Эйми Лу Вуд присоединится к Анджелине Джоли в экранизации романа Фредрика Бакмана «Тревожные люди» (Anxious People), которую снимет режиссёр «Войны миров Z» Марк Форстер. Вуд сыграет преступницу поневоле, которая планировала ограбить банк, а вместо этого очутилась в доме, выставленном на продажу, и вынуждена была взять в заложники потенциальных покупателей — людей беспокойных и способных вывести из себя кого угодно. Звезда «Аноры» Майки Мэдисон и Кирстен Данст возглавили каст фэнтези-триллера «Рептилия» (Reptilia), который поставит Алехандро Ландес по собственному сценарию. В центре сюжета — стоматолог-гигиенист, которого соблазняет русалка в мрачном и влажном мире нелегальной торговли экзотическими животными во Флориде. Съёмки планируется начать осенью этого года. В актёрском ансамбле криминального триллера Джеймса Грэя «Бумажный тигр» (Paper Tiger) две замены — вместо Энн Хэтэуэй и Джереми Стронга в фильме сыграют Скарлетт Йоханссон и Майлз Теллер. Главная роль по-прежнему закреплена за Адамом Драйвером. В центре сюжета — два брата, ввязавшиеся в финансовую авантюру, которая слишком хороша, чтобы быть легальной. В результате семью начинает терроризировать русская мафия. Номинанты на актёрские «Оскары» этого года Деми Мур и Колман Доминго подписались на главные роли в мелодраме с намёком на сайфай «Странные прибытия» (Strange Arrivals) от режиссёра Роджера Росса Уильямса. В основе сценария — реальная история Барни и Бетти Хилл, межрасовой супружеской пары, которая в 1961 году заявила, что была похищена инопланетянами. Фильм расскажет о тайной стороне истории, которая шокирует ещё больше, чем официальная фантастическая версия случившегося. Натали Портман сыграет знаменитую учёную Розалинд Франклин в байопике «Фотография 51» (Photograph 51), который снимет Том Хупер («Король говорит!»). Рентгенограф Франклин сыграла ключевую роль в изучении структуры ДНК, но её вклад из-за дискриминации женщин в мире науки 1950-х был обесценен: в отличие от своих коллег Джеймса Уотсона и Фрэнсиса Крика, она не получила Нобелевскую премию, хотя именно её данные легли в основу их работы. Мишель Родригес и Ричард Гир исполнят главные роли в триллере «Left Seat». Фильм поставит режиссёр «Бойлерной» и «Пазманского дьявола» Бен Янгер. Главная героиня истории (Родригес) вынуждена взять на себя управление лёгким самолётом, когда пилот теряет сознание. На радиосигнал SOS откликается незнакомец (Гир), который помогает героине провести самолёт сквозь грозовой фронт и посадить его, прежде чем закончится топливо.
15 МАЯ

Утрата дня. Ушла из жизни актриса Нина Гребешкова, вдова Леонида Гайдая
10 мая в Москве умерла заслуженная артистка России Нина Гребешкова. Вдове режиссёра Леонида Гайдая, снявшейся почти во всех его самых известных комедиях, было 94 года. О смерти Нины Гребешковой сообщила пресс-служба Союза кинематографистов РФ: «В творческой биографии актрисы около 130 киноролей, но зрители больше всего полюбили роли в кинокартинах ее мужа, талантливого комедиографа, режиссёра Леонида Гайдая, — говорится в сообщении. — Это строгая врач психиатрической больницы в фильме “Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика”; Надежда – жена Семёна Семёновича Горбункова в фильме “Бриллиантовая рука”; Мусик и царица Тамара в фильме “12 стульев”; Анна Горбушкина в первой новелле фильма “Не может быть!”; тётя Клава в фильме “Спортлото-82” и многие другие». Нина Павловна Гребешкова родилась 29 ноября 1930 года в Москве. В кино дебютировала ещё студенткой, сыграв эпизодическую роль в картине «Смелые люди» (1950). Известность ей принесло участие в фильме Ивана Пырьева «Испытание верности» (1954). Гребешкова была мастером эпизода, сыграв ряд запоминающихся ролей в комедиях своего мужа Леонида Гайдая, а также в картинах другого знаменитого комедиографа, Георгия Данелии. Последней работой актрисы стала эпизодическая роль во втором сезоне сериала «Содержанки» (2020). По информации телеграм-канала Mash, Нину Гребешкову похоронят на Кунцевском кладбище.
12 МАЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
Гигантские черви, призраки и проклятые деревни в «Дандадан: Злой глаз»
«Дандадан» стал одним из главных аниме-релизов 2024 года, поэтому не удивительно, что создатели решили собрать на него еще и киноаудиторию. KNMN рассказывает о компиляции из трёх первых серий второго сезона, которая позволяет раньше срока узнать, что ждёт зрителей дальше
20 ИЮНЯ

Наемник с мечом и мстящая девочка в экшене «Слепой меч. Око за око»
20 ИЮНЯ

Любовный треугольник, транзакции, разум и чувства в «Материалистке»
19 ИЮНЯ

Клоуны-убийцы против молодёжи и ряды кукурузы в «Кровавом урожае»
19 ИЮНЯ