В России эта книга для кинематографистов вышла под названием, которое может показаться легкомысленным. На самом деле — это программный вузовский учебник Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе, по которому выучилось не одно поколение кинематографистов. Книга отлично демонстрирует разницу между отечественным и американским подходом к образованию: теоретическая часть здесь систематизирует общие правила и законы написания текста для постановки, но занимает лишь около 100 страниц. Остальные 250 — подробный разбор шедевров мирового кино, которому предшествует предисловие с описанием методологии анализа. В список объектов для изучения вошли «Крестный отец», «Инопланетянин», «Гражданин Кейн», «400 ударов» и многие другие разножанровые ленты. Бонус русскоязычным читателям — анализ советских шедевров (лент «Ирония судьбы», «Бриллиантовая рука» и «Москва слезам не верит») по той же схеме, проведенный авторами книги.
Люди, написавшие пособие, — весьма заметные фигуры в американском кинообразовании. Имя, не указанное на титуле, но, однозначно, основополагающее — Фрэнк Даниэль. В 50-х годах он закончил ВГИК, работал на производстве более 40 фильмов в Чехословакии, один из которых, «Магазин по площади», получил «Оскар» и «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке. После эмиграции в США возглавлял Американский институт киноискусства, затем преподавал в Колумбийском, а с 1981 года стал художественным руководителем фестиваля «Сандэнс». В 1986 году в Университете Южной Калифорнии он начал разработку программы обучения сценарному мастерству, в основе которой лежали наработки Эдварда Мабли. Последний еще в 1972 году на основе анализа театральных пьес сформулировал свои соображения о структуре драмы.
Дэвид Говард когда-то сам был учеником Даниэля, а позже они вместе преподавали в Университете Южной Калифорнии, где Фрэнк был деканом. Говард сам же вплотную занялся сценаристами. И к 1993 году он взялся осовременить книгу Мабли, снабдить ее реальными примерами из мирового кинонаследия.
Авторы всячески подчеркивают, что книга эта — ни в коем разе не панацея и не универсальный рецепт, как написать шедевр. Но она формулирует некоторые основополагающие принципы, которые помогут авторам создать зрительски и коммерчески успешное кино. Лучше всего ее использовать в работе с мастером, который будет контролировать практическую сторону обучения и дисциплинировать. А непрофильным работникам киноиндустрии будет полезно ее прочитать, чтобы начать говорить друг с другом на одном профессиональном языке и как минимум овладеть терминологическим аппаратом.
Стоит отметить, что по своему содержанию книга довольно базовая и простая: большая часть терминов понятий известны любому, кто в курсе основ драматургии и построения художественного текста. Есть описание пары любопытных практических приемов, разработанных авторами: например, закладки. Объясняется ценность разных видов сценариев, важность поддекстов и драмы. Прочтение теоретической части поможет разве что систематизировать и уложить в голове знания и свести терминологический аппарат воедино. Наибольшую ценность, очевидно, представляет непосредственный разбор фильмов, перед прочтением который стоит пересмотреть картины.
В российской версии получилась действительно адаптация, а не просто перевод: основное предисловие к книге написал Александр Акопов, один из основателей Cosmos Studio, на счету которой сериалы для ведущих телеканалов, и основатель и президент компании АМЕДИА. Он лично следил за тем, чтобы перевод текста был выполнен очень тщательно с профессиональной точки зрения — все термины были приведены в соответствие с современным лексиконом российской киноиндустрии.
Проект поддержала и Ассоциация продюсеров кино и телевидения. «Последние три года российские сценаристы, по крайней мере, те, кто хочет делать настоящее кино, сами занимаются дополнительным образованием: посещают семинары, мастер-классы, изучают зарубежный опыт. Эта книга — существенный позитивный сдвиг в нашем кинообразовании, и мы со своей стороны считаем ее в том числе своим вкладом в систему», — прокомментировал на презентации Сергей Сельянов, директор кинокомпании СТВ и председатель правления Ассоциации.
По словам российских редакторов, это начало создания альтернативной школы в сфере кино и телевидения, которая органично впишется в контекст мирового образования и будет выпускать кадры, подготовленные для работы на любой съемочной площадке.
Как работают над сценарием в Южной Калифорнии
В продажу поступило российское издание книги Дэвида Говарда и Эдварда Мабли о том, как написать успешный сценарий, которое готовилось три года. Редактором пособия выступил Александр Акопов.
31 ОКТЯБРЯ 2016

Далее по теме

Док дня. Вальтер Фазано снимает фильм о Нино Роте, авторе музыки к картинам Феллини, «Ромео и Джульетте» и «Крёстному отцу»
Вальтер Фазано, монтажёр и соавтор нескольких фильмов Луки Гуаданьино, работает над документальной лентой «Нино» (Nino) о знаменитом итальянском композиторе Нино Роте — авторе музыки к картинам Федерико Феллини и Лукино Висконти, «Ромео и Джульетте» Франко Дзеффирелли, «Ватерлоо» Сергея Бондарчука и «Крёстному отцу» Фрэнсиса Форда Копполы. Темы Нино Роты узнаваемы с первых нот — их можно считать своего рода музыкальной визитной карточкой кинематографа. Рота начал писать музыку к фильмам ещё в 1930-е, а прославился благодаря саундтрекам к картинам Феллини. Но его самой известной киноработой стала музыка к «Крёстному отцу» Копполы. В 1975 году Рота получил «Оскара» за саундтрек «Крёстного отца 2». Съёмки «Нино» в настоящий момент проходят в Бари, административном центре области Апулия, где жил Рота. Среди спикеров фильма — музыканты и кинематографисты, которым довелось поработать с маэстро и на которых повлияло его творчество, в том числе американский композитор и аранжировщик Винс Мендоса, французский композитор Александр Деспла и корейский режиссёр Пак Чхан-ук. У Фазано уже есть опыт работы в документальном кино: вместе с Гуаданьино он снял фильм «Бертолуччи о Бертолуччи» (2013), а самостоятельно — док «Пино» (2021) об итальянском скульпторе Пино Паскали.
30 АПРЕЛЯ

Цитата дня. Стивен Спилберг назвал «Крёстного отца» Фрэнсиса Форда Копполы «величайшим американским фильмом в истории»
Фрэнсис Форд Коппола в минувшие выходные удостоился почётной награды Американского института киноискусства, присуждаемой за достижения всей жизни. Пятиконечную звезду на постаменте (так выглядит приз) режиссёр «Крёстного отца» и «Апокалипсиса сегодня» получил из рук Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса. Спилберг во время презентации назвал Копполу (два выдающихся режиссёра знают друг друга более полувека — с 1967 года) «воином среди независимых художников», всегда отстаивающим их интересы, и отметил его бесстрашие в открытости новым идеям. Также режиссёр «Инопланетянина» и «Списка Шиндлера» поделился своими впечатлениями от «Крёстного отца»: «Для меня “Крёстный отец” — величайший американский фильм из когда-либо созданных. Многие художники получают признание друг от друга за то, что они создают на бумаге, холсте и экране, но аплодисменты вам, Фрэнсис, исходят от другой аудитории. Когда мы молоды, мы гордимся родителями, затем — друзьями, после — коллегами и, наконец, равными себе. Но вам, сэр, нет равных. Опираясь на достижения прошлого, вы сформировали канон американского кино, тем самым вдохновив целое поколение авторов, которые делали всё, чтобы вы гордились их творчеством, гордились нашим творчеством, и я всегда буду желать, чтобы вы гордились тем, что делаю я». Лукас тоже познакомился с Копполой в конце 1960-х — будущий создатель «Звёздных войн» ходил за старшим товарищем по пятам, когда тот снимал «Радугу Финиана»: «Мне было 22, когда он научил меня не бояться спрыгнуть со скалы. И я сохранил это чувство на всю жизнь, хотя и не смог подняться так же высоко, как он». В своей благодарственной речи 86-летний Коппола не говорил о кинематографе, вместо этого уделив внимание людям и местам, которые повлияли на него и оставили след в его жизни, превратившись в воспоминания: «Кто-то из них приветственно машет мне рукой или посылает воздушный поцелуй. Это отзывается в моём сердце. Это лица, которые я знал и любил. Кого-то я побаивался. Были те, кто помогал и подбадривал в трудную минуту. И те, кто, как я чувствовал, меня обидел, но у них были свои причины, и я прощаю им снова и снова, потому что понял, что единственный человек, которого действительно невозможно простить, это ты сам».
27 АПРЕЛЯ

Летун с деревянными крыльями и особенности национальной жизни в сказке «На этой земле» Ренаты Джало
В прокате идет артхаусная фантазия на тему русской деревни трёхсотлетней давности. KNMN не может отказать ей в гипнотической силе
21 АПРЕЛЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
Невыносимая легкость бытия: «Девственницам-самоубийцам» Софии Копполы 25 лет
В апреле 2000 года вышел в прокат полнометражный дебют представительницы элитной киносемьи. KNMN вспоминает редкий фильм, обладающий сразу двумя саундтреками — и рассказывает о роли музыки в жизни и карьере его создательницы
29 АПРЕЛЯ

Связь прошлого, будущего, музыки и крови в «Грешниках» Райана Куглера
5 МАЯ

Драки, погони и казни преступников в корейском экшене «Мститель: Игра на выживание»
30 АПРЕЛЯ

Шум, ярость и смертельный натиск: «Под огнём» Алекса Гарленда и Рэя Мендосы и «Опустошение» Гарета Эванса
28 АПРЕЛЯ