В России эта книга для кинематографистов вышла под названием, которое может показаться легкомысленным. На самом деле — это программный вузовский учебник Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе, по которому выучилось не одно поколение кинематографистов. Книга отлично демонстрирует разницу между отечественным и американским подходом к образованию: теоретическая часть здесь систематизирует общие правила и законы написания текста для постановки, но занимает лишь около 100 страниц. Остальные 250 — подробный разбор шедевров мирового кино, которому предшествует предисловие с описанием методологии анализа. В список объектов для изучения вошли «Крестный отец», «Инопланетянин», «Гражданин Кейн», «400 ударов» и многие другие разножанровые ленты. Бонус русскоязычным читателям — анализ советских шедевров (лент «Ирония судьбы», «Бриллиантовая рука» и «Москва слезам не верит») по той же схеме, проведенный авторами книги.
Люди, написавшие пособие, — весьма заметные фигуры в американском кинообразовании. Имя, не указанное на титуле, но, однозначно, основополагающее — Фрэнк Даниэль. В 50-х годах он закончил ВГИК, работал на производстве более 40 фильмов в Чехословакии, один из которых, «Магазин по площади», получил «Оскар» и «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке. После эмиграции в США возглавлял Американский институт киноискусства, затем преподавал в Колумбийском, а с 1981 года стал художественным руководителем фестиваля «Сандэнс». В 1986 году в Университете Южной Калифорнии он начал разработку программы обучения сценарному мастерству, в основе которой лежали наработки Эдварда Мабли. Последний еще в 1972 году на основе анализа театральных пьес сформулировал свои соображения о структуре драмы.
Дэвид Говард когда-то сам был учеником Даниэля, а позже они вместе преподавали в Университете Южной Калифорнии, где Фрэнк был деканом. Говард сам же вплотную занялся сценаристами. И к 1993 году он взялся осовременить книгу Мабли, снабдить ее реальными примерами из мирового кинонаследия.
Авторы всячески подчеркивают, что книга эта — ни в коем разе не панацея и не универсальный рецепт, как написать шедевр. Но она формулирует некоторые основополагающие принципы, которые помогут авторам создать зрительски и коммерчески успешное кино. Лучше всего ее использовать в работе с мастером, который будет контролировать практическую сторону обучения и дисциплинировать. А непрофильным работникам киноиндустрии будет полезно ее прочитать, чтобы начать говорить друг с другом на одном профессиональном языке и как минимум овладеть терминологическим аппаратом.
Стоит отметить, что по своему содержанию книга довольно базовая и простая: большая часть терминов понятий известны любому, кто в курсе основ драматургии и построения художественного текста. Есть описание пары любопытных практических приемов, разработанных авторами: например, закладки. Объясняется ценность разных видов сценариев, важность поддекстов и драмы. Прочтение теоретической части поможет разве что систематизировать и уложить в голове знания и свести терминологический аппарат воедино. Наибольшую ценность, очевидно, представляет непосредственный разбор фильмов, перед прочтением который стоит пересмотреть картины.
В российской версии получилась действительно адаптация, а не просто перевод: основное предисловие к книге написал Александр Акопов, один из основателей Cosmos Studio, на счету которой сериалы для ведущих телеканалов, и основатель и президент компании АМЕДИА. Он лично следил за тем, чтобы перевод текста был выполнен очень тщательно с профессиональной точки зрения — все термины были приведены в соответствие с современным лексиконом российской киноиндустрии.
Проект поддержала и Ассоциация продюсеров кино и телевидения. «Последние три года российские сценаристы, по крайней мере, те, кто хочет делать настоящее кино, сами занимаются дополнительным образованием: посещают семинары, мастер-классы, изучают зарубежный опыт. Эта книга — существенный позитивный сдвиг в нашем кинообразовании, и мы со своей стороны считаем ее в том числе своим вкладом в систему», — прокомментировал на презентации Сергей Сельянов, директор кинокомпании СТВ и председатель правления Ассоциации.
По словам российских редакторов, это начало создания альтернативной школы в сфере кино и телевидения, которая органично впишется в контекст мирового образования и будет выпускать кадры, подготовленные для работы на любой съемочной площадке.
Как работают над сценарием в Южной Калифорнии
В продажу поступило российское издание книги Дэвида Говарда и Эдварда Мабли о том, как написать успешный сценарий, которое готовилось три года. Редактором пособия выступил Александр Акопов.
31 ОКТЯБРЯ 2016

Далее по теме

Аритмия дня. Коппола подтвердил свою госпитализацию из-за проблем с сердцем, но отметил, что чувствует себя хорошо
Фрэнсис Форд Коппола подтвердил сообщения итальянской прессы о своей госпитализации в одну из больниц Рима. 86-летний режиссёр при этом отметил, что чувствует себя хорошо и оказался в больнице, чтобы пройти плановую процедуру, являющуюся частью терапии, которую он проходит уже три десятилетия. У Копполы ещё в 1990-е диагностировали мерцательную аритмию, и режиссёра лечит итальянский врач по своей собственной методике. Об этом режиссёр сообщил в своём посте в Instagram (социальная сеть принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой в РФ): Дада (так называют меня мои дети) в порядке. Просто воспользовался случаем, чтобы пройти в Риме процедуру в рамках 30-летнего лечения по методу замечательного итальянского врача, доктора Андреа Натале! Я чувствую себя хорошо! Коппола оказался в Италии уже второй раз за это лето — режиссёр рассказал прессе, что выбирает здесь локации для своего нового фильма: Я здесь, в Калабрии, чтобы посмотреть несколько локаций для нового проекта, который очень важен для меня. Для новой картины, которая будет посвящена красотам Калабрии. Режиссёр трилогии «Крёстный отец» отметил, что на этот раз не планирует затрагивать тему организованной преступности: Калабрия — регион, известный своей мафией, но меня это не интересует. Мой фильм будет сфокусирован исключительно на красоте этого региона.
6 АВГУСТА

Утрата дня. Ушла из жизни Валентина Талызина
21 июня в Москве умерла Валентина Талызина. О смерти актрисы сообщил официальный телеграм-канал Театра Моссовета. По информации Shot, причиной смерти стал рак поджелудочной железы, который у актрисы диагностировали в марте. Талызиной было 90 лет. «Выдающаяся актриса, звезда театра и кино, любимая миллионами зрителей, Валентина Талызина всю жизнь посвятила служению искусству. За долгую творческую жизнь Валентина Илларионовна сыграла более 40 центральных и главных ролей в Театре Моссовета, около 130 ролей в кино и телефильмах, ставших популярными у нескольких поколений зрителей», — сказано в сообщении, опубликованном Театром Моссовета. Валентина Илларионовна Талызина родилась 22 января 1935 года в Омске. В 1958-м она окончила ГИТИС. В том же году она была принята в труппу Театра Моссовета, где служила до конца жизни. В кино Талызина дебютировала в 1963 году, в детективе «Человек, который сомневается». Свои самые известные роли она сыграла в картинах Эльдара Рязанова, а в «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» фактически исполнила две роли, не только сыграв подругу Нади, но и озвучив главную героиню (Барбара Брыльска говорила по-русски с акцентом). Также голос Талызиной можно услышать в серии мультфильмов «Простоквашино» (голосом актрисы разговаривает мама Дяди Фёдора) и других анимационных лентах.
21 ИЮНЯ

ИИ дня. Голос Орсона Уэллса воссоздали с помощью искусственного интеллекта для использования в формате аудиогида
Лос-анджелесская компания Treefort Media заключила соглашение с наследниками Орсона Уэллса, в рамках которого голос режиссёра «Гражданина Кейна» был воссоздан с помощью искусственного интеллекта в приложении Storyrabbit, разработанном совместно с Younite.ai. Голос используется как аудиогид: оказавшись где-либо, вы можете с помощью Storyrabbit запросить краткую (от 60 до 90 секунд) историческую справку об этом месте — и цифровой Орсон Уэллс расскажет о том, как выбранная локация связана с кино, телевидением, историей и культурой. В Storyrabbit использованы для воссоздания голоса только лицензированные записи Уэллса, на работу с которыми было получено разрешение агентства Reeder Brand Management, которое занимается делами, связанными с уэллсовским наследием. Директор Reeder Brand Management Дэвид Ридер считает, что разработка отвечает духу новаторства, который был присущ самому Уэллсу: Орсон был неутомимым новатором, который свободно работал в самых разных направлениях на протяжении всей своей долгой легендарной карьеры. И поэтому появление его голоса в этой новой сфере деятельности выглядит как естественное продолжение его наследия. До 1 июня Storyrabbit можно загрузить бесплатно, а затем использование аудиогида обойдётся в $4,99 в месяц. В приложении, помимо голоса Орсона Уэллса, доступны для выбора голоса Доминика Монахэна (сериал «Остаться в живых», трилогия «Властелин колец») и бывшей профилировщицы ФБР, телеведущей и писательницы Кэндис Делонг. Голос Монахэна расскажет о локациях в дикой природе, а голосом Делонг озвучены истории о криминальном прошлом выбранного места.
22 МАЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
Путеводная карта фильмов Вима Вендерса
14 августа исполнилось 80 лет человеку, с чьим именем ассоциируется образ дороги. В честь такой крупной даты KNMN рассказывает о странах и городах, которые посетили герои фильмов Вендерса, а также очерчивает маршруты в его картинах
14 АВГУСТА

Пушки, погони, большие деньги и усталый Эдди Мерфи в боевике «Ограбление»
11 АВГУСТА

Осьминоги-пришельцы, жестокость взрослых и боль взросления в «Первородном грехе Такопи»
9 АВГУСТА

Мир открывается тому, кто идёт пешком. Герои-путешественники в фильмах Вернера Херцога
12 АВГУСТА