«Мастер» — это любовь?

Венецианский кинофестиваль, день четвёртый. Мировая премьера «Мастера» Пола Томаса Андерсона, одной из самых — возможно, самой, если вы не следите за сложными взаимоотношениями комикс-империй Marvel и DC Comics, — ожидаемых американских картин 2012 года и первого по-настоящему крупного события нынешней Мостры.
«Мастер» — это любовь?

Венецианский кинофестиваль, день четвёртый. Мировая премьера «Мастера» Пола Томаса Андерсона, одной из самых — возможно, самой, если вы не следите за сложными взаимоотношениями комикс-империй Marvel и DC Comics, — ожидаемых американских картин 2012 года и первого по-настоящему крупного события нынешней Мостры.

«Мастер» — первый после пятилетнего молчания фильм Андерсона, первый — без постоянного андерсоновского оператора Роберта Элсуита, первый со времён «Гамлета» Кеннета Браны, снятый на 70-миллиметровую плёнку (в Голливуде последний раз обращался к этому инструментарию Рон Ховард в «Далеко - далеко» 1992 года). Сюжет — эволюция взаимоотношений интеллектуала-харизматика Ланкастера Додда (Филип Сеймур Хоффман), основавшего вокруг собственного философского сочинения, определённо, шарлатанского, духовное движение и сильно злящегося, когда его называют сектой, и ветерана Второй мировой войны, буйного простака Фредди Куэлла (Хоакин Феникс). «Мастер», как заметили критики, не стал антисайентологическим высказыванием режиссёра, хотя и имеет множество аллюзий на «духовное движение» Л. Рона Хаббарда. Сам Андерсон на пресс-конференции после показа «Мастера» назвал свой фильм «историей любви» двух своих главных героев и уверил, что не вникал в глубины сайентологии (но не отрицал, что герой Хоффмана лепился во многом с Хаббарда), чтобы обрушиваться на сайентологов с предметной критикой.

Критики приняли новый фильм Андерсона более чем благосклонно. Кажется, что основные разногласия наблюдаются лишь в тех абзацах, где проходит обсуждение, кто больше заслуживает «Оскара» — Феникс или Хоффман (в «оскаровских» номинациях для обоих, кажется, мало кто сомневается).

Тодд МакКарти из The Hollywood Reporter называет «Мастера» «смелой, сложной, восхитительно сыгранной драмой и обязательным номером программы для любого серьёзного зрителя». Критик восхищён глубиной и качеством фильма, но замечает, что загадок и непрозрачных режиссёрских решений здесь тоже хватает. К основным и безусловным достоинствам «Мастера» МакКарти относит выдающуюся операторскую работу, которая сама по себе повод и мотив просидеть весь фильм на самом краешке стула ошеломлённым, и потрясающие актёрские работы Хоакина Феникса и Филипа Сеймура Хоффмана, играющих две противоположности — никчемного перекати-поле Куэлла и шарлатана Додда, знающего ответы на все вопросы.

Дэвид Поланд (Movie City News) считает «Мастера» наименее доступным, но самым зрелым из всех фильмов Пола Томаса Андерсона, а кинокритик Эмануэль Леви подтверждает статус режиссёра, как одного из самых смелых и блестящих сегодняшних авторов, называя «Мастера» провокационным и идеально сыгранным, но замечает, что «Нефть», прошлая работа Андерсона, всё-таки была плотнее и драматичнее.