Оскаровскую гонку можно считать стартовавшей, и лидирует в ней отнюдь не Джеймс Кэмерон со своим «Аватаром», а его экс-супруга Кэтрин Бигелоу с военной драмой «Повелитель бури». Впрочем, обо всем по порядку.
Критические сообщества четырех американских городов (ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса, Вашингтона и Бостона, а также сетевые критики Нью-Йорка) на днях определились с выбором лучшего фильма года. Еще раньше отстрелялся Национальный совет кинокритиков. Наконец, и Американский киноинститут (AFI) подоспел с десяткой лучших картин. С нее, пожалуй, и начнем.
Итак, ТОП-10 по версии AFI (в алфавитном порядке): «Вверх», «Коралина в стране кошмаров», «Мальчишник в Вегасе», «Мне бы в небо», «Одинокий мужчина», «Повелитель бури», «Посланник», «Сахар», «Серьезный человек», «Тужься».
Киноведы Лос-Анджелеса фильмом года назвали «Повелителя бури», а его постановщицу Кэтрин Бигелоу отметили за режиссуру. Главным конкурентом «Повелителя» была лента «Мне бы в небо», которая в итоге была премирована лос-анджелесскими критиками за лучший сценарий. Лучшим актером был признан Джефф Бриджес (за главную роль в «Сумасшедшем сердце»), актрисой – бельгийка Йоланда Моро («Серафина из Санлиса»). Приз за мужскую роль второго плана предсказуемо ушел к австрийцу Кристофу Вальцу («Бесславные ублюдки»), в аналогичной женской номинации победила Мо’Ник («Тужься»). «Район №9» был награжден за лучшую работу художника-постановщика, обойдя в этой номинации, на минуточку, «Аватар». Анимационным фильмом года назвали «Бесподобного мистера Фокса», лучшей картиной на иностранном языке – «Летнее время» француза Оливье Ассайаса.
В Бостоне тоже чествовали «Повелителя бури»: картина получила аж 5 призов (лучший фильм года, лучшая режиссура, лучшая операторская работа, лучший монтаж и лучшая мужская главная роль – приз достался Джереми Реннеру). Актрисой года признали Мэрил Стрип («Джули и Джулия: готовим счастье по рецепту»). Выбирая самые впечатляющие актерские работы второго плана, бостонцы были солидарны со своими коллегами из Лос-Анджелеса. Лучшей анимацией стал пиксаровский мультфильм «Вверх», дебютантом года провозгласили постановщика «Района №9» Нила Бломкампа.
Вашингтонцы же отдали предпочтение картине Джейсона Райтмана «Мне бы в небо», однако приз за режиссуру все равно достался Кэтрин Бигелоу. «Мне бы в небо» отхватил еще две награды: за лучший сценарий-адаптацию и лучшую мужскую роль (поздравляем Джорджа Клуни). Актрисой года назвали молодую британку Кэри Маллиган за роль в «Образовании». Призы за лучшие роли второго плана получили все те же Вальц и Мо’Ник. Дождался своего часа и Квентин Тарантино, которого пожаловали наградой за лучший оригинальный сценарий («Бесславные ублюдки»). «Вверх» назван анимационным фильмом года; мюзикл «Девять» отмечен за работу художника.
И лишь сетевые критики Нью-Йорка возвели на высшую ступеньку пьедестала кэмероновский «Аватар». Однако приз за режиссуру все же отдали… да-да, Кэтрин Бигелоу. Пока что складывается впечатление, что у «Повелителя бури» не будет никаких проблем с попаданием в пятерку номинантов на главный «Оскар», да и Бигелоу вполне может рассчитывать на успех.
Правда, с этим раскладом не согласен отчитавшийся по призам раньше всех авторитетный Национальный совет кинокритиков, чьи фавориты в последние годы неизменно празднуют триумф на оскаровской церемонии. Выбор Совета – «Мне бы в небо». Также критики отметили картину за адаптированный сценарий, лучшую мужскую роль (Клуни, правда, придется разделить приз с Морганом Фриманом, отмеченным за роль Нельсона Манделы в «Непокоренном») и лучшую женскую роль второго плана (Анна Кендрик). Лучшей актрисой признана Кэри Маллиган («Образование»), лучшим актером второго плана – Вуди Харрельсон («Посланник»). Приз за режиссуру достался Клинту Иствуду («Непокоренный»). Братья Коэны премированы за оригинальный сценарий («Серьезный человек»). «Вверх» назвали лучшим мультфильмом, французского "Пророка" – лучшим фильмом на иностранном языке.
Повелитель критиков
Оскаровскую гонку можно считать стартовавшей, и лидирует в ней отнюдь не Джеймс Кэмерон со своим «Аватаром», а его экс-супруга Кэтрин Бигелоу с военной драмой «Повелитель бури». Впрочем, обо всем по порядку.
14 ДЕКАБРЯ 2009

Далее по теме

Кастинг дня. Люси Лью в сиквеле «Дьявол носит Prada», Кеннет Брана в ремейке «Аферы Томаса Крауна» и др.
Каст комедии «Дьявол носит Prada 2» пополняется прямо во время съёмок: к Мэрил Стрип, Энн Хэтэуэй, Эмили Блант, Стэнли Туччи и Кеннету Бране присоединились Люси Лью, звезда «Бриджертонов» Симон Эшли, Джастин Теру и Полин Шаламе. Командует на съёмочной площадке режиссёр оригинала Дэвид Фрэнкел. В сиквеле главред «Подиума» Миранда Пристли (Стрип) сталкивается с серьёзными финансовыми проблемами на фоне упадка журнального бизнеса. Судьба снова сводит Миранду с бывшей помощницей Эмили (Блант), которая сделала карьеру и теперь возглавляет крупную компанию. Эмили располагает рекламными бюджетами, в которых отчаянно нуждается Пристли. Премьера сиквела назначена на 1 мая 2026 года. Кеннет Брана появится не только в сиквеле «Дьявол носит Prada», но и в ремейке культового триллера 1960-х «Афера Томаса Крауна». Также компанию исполнителю главной роли Майклу Б. Джордану составят Данаи Гурира, Лили Гладстоун и Тейлор Расселл. Джордан не только исполнит главную роль, но и выступит в качестве режиссёра. Команда «Мотор!» прозвучала в минувший понедельник в Лондоне. Оригинал Нормана Джуисона (со Стивом МакКуином и Фэй Данауэй) вышел в 1968 году и рассказывал о скучающем миллионере, который разработал хитроумный план ограбления банка. В 1999-м Джон МакТирнан снял ремейк (с Пирсом Броснаном и Рене Руссо), в котором ограбление банка заменили на похищение картины Моне. Марша Гей Харден получила роль в многосерийном военном триллере Netflix «Тринити» (Trinity). Главные партии в сериале сыграют Гугу Мбата-Роу и Ричард Мэдден. В центре сюжета — роман офицера ВМС США Кэтрин Декер (Мбата-Роу) и харизматичного министра обороны Уэбба Престона (Мэдден). Декер, помощник командира атомной подводной лодки, вскоре понимает, что её возлюбленный замешан в заговоре, целью которого может стать ядерный апокалипсис. Харден досталась роль главы крупной компании с большими связями в политических кругах. Звезда сериала «Вне времени» Эбигейл Спенсер подписалась на главную женскую роль в медицинском комедийном шоу Fox «Лучшее лекарство» (Best Medicine). Её партнером на съёмочной площадке станет Джош Чарльз. В основе «Лучшего лекарства» — британское шоу «Доктор Мартин», продержавшееся в эфире 10 сезонов. Главный герой американской версии — врач (Чарльз), который решает бросить успешную карьеру в Бостоне и переехать в рыбацкую деревушку. Проблема доктора в том, что он не умеет ладить с людьми, но местная учительница (Спенсер) поможет ему адаптироваться к новым условиям. В актёрском ансамбле «Одиссеи» Кристофера Нолана — замена: вместо выбывшего из проекта Космо Джарвиса в экранизации поэмы Гомера сыграет Логан Маршалл-Грин. Джарвис не смог согласовать рабочий график со съёмками эпика Нолана, которые уже идут полным ходом. Источники не сообщают, о какой именно роли идёт речь. Хитроумного царя Итаки играет Мэтт Дэймон, также в фильме заняты Том Холланд, Зендая, Энн Хэтэуэй, Лупита Нионго, Роберт Паттинсон, Шарлиз Терон и Миа Гот. Недавно в сеть просочился тизер-трейлер «Одиссеи», который сейчас демонстрируется в кинотеатрах перед новым «Миром Юрского периода». А на днях фильм Нолана обзавёлся первым постером:
9 ИЮЛЯ, 15:17

Цитата дня. Терри Гиллиам — о «Бразилии», ставшей реальностью: «Я хотел подать в суд на Буша-младшего и Дика Чейни за плагиат»
В этом году культовой антиутопии Терри Гиллиама «Бразилия» исполнилось 40 лет. В интервью Deadline режиссёр вспоминает об одном из своих самых известных фильмов и с горькой иронией отмечает, что в Америке «Бразилия» воплотилась в жизнь ещё во времена президентства Джорджа Буша-мл. Гиллиам провёл параллели между «Бразилией» и США под властью республиканцев: Что мне нравится — успех этого фильма оказался длительным. Фильм не кажется устаревшим. Люди продолжают меня спрашивать: «Как вы поняли, что мир будет именно таким?» Я отвечаю: «Ну, всего лишь нужно было держать глаза открытыми». Большинство людей же обычно не думают наперёд, они просто живут сегодняшним днём. Но мне кажется, что всё это началось уже тогда. Было примерно то же самое, что и сейчас, просто игроки поменялись. Некоторое время назад в Америки правили бал Дик Чейни и Джордж Буш-младший, а я как раз тогда был в Штатах и, продвигая какой-то свой проект, сказал, что подумываю подать на них в суд за нелегальный и несанкционированный ремейк «Бразилии». А теперь у нас есть Министерство внутренней безопасности, и оно очень похоже на Министерство информации. По трамповской Америке Гиллиам, разумеется, тоже прошёлся: Им постоянно нужен враг. И если реального врага нет, его нужно придумать. Я почти с наслаждением наблюдаю, как Маск и Трамп нападают друг на друга, будто детишки в песочнице. И так ведут себя самый богатый человек в мире и самый могущественный человек в мире. Также режиссёр рассказал, как продвигается работа над его новым фильмом, библейской апокалиптической комедией «Карнавал во время конца света» (Carnival at the End of Days): Я начал писать сценарий в 2020 году, объединив усилия с молодым драматургом Кристофером Бреттом Бэйли, которому чуть за 30. Ну, просто я подумал, что я старый пердун, а мне хотелось бы оставаться на связи с молодой аудиторией. Поэтому мы написали сценарий вместе, и он очень, очень смешной. И я сделал умный ход, отправив сценарий напрямую актёрам, которых я знаю, а не агентам, которые, как известно, люди очень осторожные и вечно перестраховываются. К тому же мне один парень, работающий в Голливуде и прочитавший наш сценарий, сказал заранее: «Не давай это никому читать в Голливуде, иначе просто больше не получишь здесь работу». Поэтому я и собрал эту невероятную команду актёров, подумав: «И кто теперь осмелится нам отказать?» В результате мы уже год безрезультатно ходим вокруг да около. Гиллиам признался, что у фильма проблемы с финансированием, и это несмотря на действительно внушительный каст: на роли в «Карнавале…» подписались Джонни Депп (он сыграет сатану), Адам Драйвер, Джефф Бриджес (он изобразит Бога), Джейсон Момоа, Том Уэйтс, Эйса Баттерфилд и Эмма Лейрд. Режиссёр отметил, что все актёры согласились работать за существенные меньшие деньги, чем те, что они обычно получают, но пока этот акт благотворительности не обрёл практический смысл: в феврале в индустриальных СМИ появилась новость, что съёмки фильма начнутся в апреле, однако воз и ныне там. Гиллиам при этом видит в сюжете «Карнавала…» коммерческий потенциал: Это простая история о том, как Бог решил уничтожить человечество, стереть его с лица земли за то, что оно погубило Его прекрасный сад, это комедия! Где и когда мы начнём снимать? Спросите что полегче — пока это всё, что я могу сказать. Когда имеешь дело с концом света и тому подобными вещами, то приходится потратить чуть больше денег, чем обычно. Апокалипсис всегда стоил дорого. Режиссёр посетовал на то, что стандарты финансирования независимого кино, увы, не дотягивают до его творческих амбиций: Как независимому режиссёру, тебе приходится рассчитывать на бюджет до $10 миллионов, чтобы фильм был запущен в производство, но мои идеи стоят дороже. «Дон Кихот» стоил $20 миллионов, и я в конечном итоге смог его снять. Но это случилось не благодаря системному финансированию, а потому что вдруг появилась фея-крёстная, которая сделала последний решающий вклад. И я больше не знаю, как снимать фильмы дёшево, ведь мои идеи неизмеримо масштабнее. Я как бы угодил в западню между бюджетами независимого кино и бюджетами больших студийных постановок. Вот в чём главная ошибка моей жизни. Гиллиам считает, что иметь смелые идеи в условиях нынешнего кинопроизводства — непозволительная роскошь: Удручает тот факт, что если у тебя есть идеи, сильное мнение по какому-либо вопросу, что-то, что заставит людей думать, обсуждать или даже возмущаться тем, что сейчас происходит, — то для тебя это становится проблемой. Кажется, настало не слишком интересное время [для киноиндустрии]. Я смотрю нынешние фильмы, и они с технической стороны сделаны искусно, но они не пытаются изменить мой взгляд на мир. Они не шокируют меня. Не заставляют задуматься. И мне кажется, что именно это меня больше всего угнетает, заставляет чувствовать себя старым. <…> Я больше не хочу никаких конфликтов. Но киноиндустрия, продюсеры, инвесторы, студии — все они слишком нерешительны в наше время.
8 ИЮЛЯ

10 самых шикарных поцелуев в истории кино
6 июля празднуется международный день поцелуя – и по такому случаю в KNMN уже подготовили для вас небольшой, но познавательный путеводитель по самым разным поцелуям в истории кинематографа. Читайте, просвещайтесь и, конечно, целуйтесь на здоровье!
6 ИЮЛЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
10 самых шикарных поцелуев в истории кино
6 июля празднуется международный день поцелуя – и по такому случаю в KNMN уже подготовили для вас небольшой, но познавательный путеводитель по самым разным поцелуям в истории кинематографа. Читайте, просвещайтесь и, конечно, целуйтесь на здоровье!
6 ИЮЛЯ

Море, солнце, маньяк и акулы в «Хищных тварях»
9 ИЮЛЯ, 13:08

Мрамор, красный песок и семейная реанимация в боди-хорроре «Альфа»
8 ИЮЛЯ

Фантасмагория повседневности и перемена национального характера в новом доксериале «Shifty» Адама Кёртиса
9 ИЮЛЯ, 18:45