10 французских фильмов, которые не покажут в кино

10 французских фильмов, которые не покажут в кино
12 октября в Москве стартовал фестиваль французского кино Le Cinéma français, который открылся показом комедии «В постели с Викторией». Специально для тех, кто не смог посмотреть программу фестиваля, Киномания собрала 10 отличных французских фильмов, которые вышли в последние 5 лет и не добрались (возможно, пока) до российского проката.

Режиссер Нильс Тавернье, 2013

кадр из фильма

кадр из фильма
В отличие от главного французского кинохита последних лет «1+1», картина Нильса Тавернье не сыскала особой известности ни на международной арене, ни в самой Франции: всего 600 тысяч французов удостоили ее своим вниманием, согласно статистике сборов (против 20 миллионов в случае с «1+1»). У обозначенных фильмов, однако, немало и общего. В центре внимания — приключения двух персонажей, один из которых прикован к инвалидному креслу. Оба сценария основаны на реальных событиях. Обе истории — о том, что ограниченные возможности не могут быть поводом для скупой на приключения и эмоции жизни.

Режиссер Жюльен Рамбальди, 2016

кадр из фильма

кадр из фильма
Еще одна невыдуманная история — на этот раз из середины 1970-х — послужила толчком для создания искрометной комедии о семье чернокожего доктора, который решает переехать из Конго во Францию. Да не просто во Францию, а в скромную северную деревушку, где ранее не было ни врачей, ни выходцев из африканских республик. За достоверность рассказа отвечал один из сценаристов картины Камини Зантоко — известный рэпер, автор прогремевшей в 2006-м песни под названием «Марли-Гомон», но главное — сын того самого доктора, который встал на борьбу с расизмом в отдельно взятой французской деревне.

Режиссер Кристиан Дюге, 2013

кадр из фильма

кадр из фильма
Воспоминания об олимпийском чемпионе в конкуре Пьере Дюране (Гийом Канэ), чья биография легла в основу фильма «Жапплу», пробуждает в душе французов примерно такие же чувства, которые будоражат нас при мысли о давних победах гимнастки Латыниной и, скажем, пловца Александра Попова. То есть одновременно гордость за нацию, ностальгию и грусть. Эти чувства привели в кинозалы без малого два миллиона французов. И хотя фильм остался убыточным, поскольку стоил продюсерам целых € 26,6 млн, критики и зрители сошлись во мнении, что у Дюге получился добротный напряженный байопик. И что его ключевой коммерческий недостаток — не очень известный за пределами Франции главный герой.

Режиссер Ян Гозлан, 2015

кадр из фильма

кадр из фильма
Сюжет картины Яна Гозлана оригинальностью, прямо скажем, не блещет. Главный герой, мечтающий стать известным писателем, подписывает своим именем чужие, случайно найденные мемуары и вмиг становится литературной звездой, раздающей автографы, — эдаким «идеальным мужчиной». Нечто подобное мы читали у Анри Труайя («Мертвый хватает живого»). Нечто похожее — видели в фильме «Слова» с Брэдли Купером и Зои Салданой. Что, впрочем, ни капли не портит впечатление от работы Гозлана. Ведь искусству создания триллера режиссер, по его собственному признанию, учился у лучших из лучших — у Романа Полански, Клода Шаброля и Альфреда Хичкока.

Режиссер Ален Гироди, 2013

кадр из фильма

кадр из фильма
«Незнакомцу на озере» в каком-то смысле не повезло — выйди этот фильм, посвященный однополой любви, годом раньше, его судьба могла сложиться совершенно иначе. Потому что в тот самый момент, когда Алена Гироди объявили лучшим режиссером каннской программы «Особый взгляд», во Дворце фестивалей чествовали «Жизнь Адель» — картину, снятую с тем же уровнем откровенности на ту же самую тему. «Золотая пальмовая ветвь» помогла Абделатифу Кешишу объехать с фильмом весь мир, включая Россию. Алену Гироди, снявшему не менее достойную ленту, пришлось довольствоваться жалкими крохами — его «Незнакомец на озере» прорвался лишь в особо дружественные для ЛГБТ-сообщества страны: в Голландию и США.

Режиссер Майвенн Ле Беско, 2011

кадр из фильма

кадр из фильма
По мнению редакции одного из французских изданий, этот фильм должен быть включен в список лучших творений франкоязычного кинематографа. Наряду с картинами Бессона, Годара, Трюффо и Алена Рене. И хотя такая оценка кажется немного завышенной, картина о сотрудниках парижского отдела по защите детей (основанная на реальных делах из практики полицейских и снятая в нарочито реалистичной манере) незаслуженно ускользнула от внимания российских прокатчиков. Получив третью по значимости награду Каннского фестиваля («Приз жюри»), «Полисс» с успехом отправился в мировое кинотурне: ее бюджет в прокате был едва не утроен.

Режиссер Лорен Ашар, 2011

кадр из фильма

кадр из фильма
Культовая картина Питера Богдановича «Последний киносеанс» (1971), о которой невозможно не вспомнить при знакомстве с одноименной работой Лорена Ашара, символизировала прощание с эпохой кино — с голливудским золотым веком, завершившимся приходом телевидения в 50-х. Центральный персонаж французского триллера — одинокий синефил, работающий в провинциальном кинотеатре, — тоже по-своему чтит умирающий кинематограф. Не вдаваясь в сюжетные подробности фильма, отметим лишь его главную визуальную «фишку» — контраст между старыми черно-белыми фильмами, которые демонстрируются в кинозале, и ярко-алой кровью, которая льется по воле героя.

Режиссер Гийом Никлу, 2014

кадр из фильма

кадр из фильма
Популярный концепт «фильм, основанный на реальных событиях» выворачивается наизнанку в комедии Гийома Никлу, в которой блистательные гэги идут рука об руку с глубокими метафорами и витиеватыми речами героя. Главную роль исполняет настоящий Мишель Уэльбек — один из самых известных из ныне живущих французских писателей. Но все, что с ним происходит на киноэкране, — вымысел чистой воды. Пусть и навеянный слухами о его загадочном похищении, которые взбудоражили мир за три года до появления фильма.

Режиссер Венсан Гаренк, 2011

кадр из фильма

кадр из фильма
Чтобы перенести на экран трагическую историю Алена Мареко — судебного пристава, который стал жертвой страшной судебной ошибки и целых два года провел в заключении из-за ложного обвинения в педофилии, — Венсан Гаренк был готов буквально на все. Сценарий, основанный на тюремных мемуарах Алена, переписали, по настоянию автора, дюжину раз, а в договор внесли рискованный пункт, согласно которому Мареко имел право прервать работу над фильмом в любую секунду. Во всех интервью режиссер картины с гордостью заявляет, что в «Предполагаемых виновных» нет ни одной придуманной сцены — все было именно так. Тем интереснее следить за сюжетом, убаюкивая себя мыслью о том, что такие истории не чужды даже цивилизованной Франции XXI века.

Режиссер Набиль Аюш, 2015

кадр из фильма

кадр из фильма
Так и тянет усомниться в том, что французы имеют непосредственное отношение к созданию «Сильно любимой»: англоязычное название (Much Loved), марокканский актерский состав и разгул проституции в исламской стране как центральная тема картины. Однако не будь режиссер Нибаль Аюш настоящим французом (хоть и родившимся в мароккано-тунисской семье), подобный фильм никогда бы не появился на свет. Нужно было родиться и сформироваться в свободном Париже, чтобы бросить открытый вызов стране своих предков: откровенная история четырех проституток, запрещенная со скандалом в Марокко, удостоилась во Франции номинации на «Сезар» и престижной премии имени братьев Люмьер.

Поделиться