Все мы в детстве хотели кем-то стать. Порой желания наши менялись каждый месяц, порой они задерживались в душе на пару лет. Я сам тогда кем только не хотел стать! Кроме тривиальных милиционера и пожарного хотелось быть шофером и художником. После прочтения пары книг отца и сына Кусто мне в сердце надолго запала страсть к подводной съемке. К сожалению (а может и к счастью), это ни во что не вылилось. Даже плавать ладом я так до сих пор и не научился. Бессон тоже был простым ребенком, у которого тоже были свои мечты. В детстве он подобно отцу хотел стать профессиональным ныряльщиком, однако тяжелая травма в семнадцатилетнем возрасте не позволила ему осуществить мечту. И он стал снимать кино.
Он все же осуществил ее, сняв в 1988 году фильм "Голубая бездна". Картина явно выбивается из общего списка работ Бессона в кинематографе. После стильной отстраненной драмы "Подземка" эта лента выглядит простой зарисовкой на тему. Она тем бы и была, если бы мы не знали о детских мечтах Люка. Знание это многое объясняет. Простой видовой фильм с тривиальным сюжетом о противостоянии двух друзей-ныряльщиков - Жака Майоля и Энцо Молинаре - разворачивает перед зрителем идеальную автобиографию Бессона. Детские мечты сняты настолько красиво и непринужденно, что все кажется сказкой. Сказка это и есть - в том возрасте все представляется через призму возможности чуда. В картине присутствует прекрасный принц не от мира сего, есть влюбленная в него земная девушка и всегда готовый помочь друг. И есть целый мир - "голубая бездна" - откуда он пришел и куда уходит, жертвуя любовью к девушке и теряя по пути друга. Все наивно, чудесно и просто.
Изъяны, даже если они есть в фильме, можно объяснить детской увлеченностью Бессона. Фильм, по большому счету, он снимал для себя и о себе. Поэтому взял на себя обязанности режиссера, автора сценария и даже главного оператора подводных съемок (это было еще одним приближением к мечте, своеобразным детским капризом).
Не лишним было бы упомянуть и об актерах. После фильма исполнители главных мужских ролей проснулись у себя на родине практически знаменитыми. Жан Рено до сих пор остается "alter ego" Бессона (мы видим его затем и в "Никите", и в "Леоне"; только в "Пятом элементе" в угоду американскому кинорынку его сменил Брюс Уиллис). Жан-Марк Барр стал любимчиком элитных режиссеров (он снялся потом у Ларса Фон Триера в "Европе" и "Рассекая волны"). Оба образа, созданные этими актерами, запоминаются своей непосредственностью и естественностью. Роль Розанны Аркетт до сих пор считается одной из лучших у этой не особо известной актрисы. Однако настоящим триумфатором фильма следовало бы назвать постоянного композитора Бессона Эрика Серра. Трогательная, сказочная, невесомая, сравнимая разве что с детскими снами, музыка фильма была в свое время заслуженно отмечена французской национальной премией "Сезар" (кроме композитора ее получил и звукооператор картины). Идеально сочетаясь с картинкой, звуки помогают зрителю почувствовать всю заманчивость "голубой бездны", ее наивную опасность, таящуюся в глубине. И только человек с душой ребенка способен без страха заглянуть в ее глаза.
P.S. Американцам, на чей рынок фильм ориентировали, он не понравился - они сочли его слишком сырым и холодным. А во Франции он до сих пор входит в десятку самых кассовых отечественных лент.