НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Бесконечные сериалы, сборная по футболу, праздничный карнавал, перманентный экономический кризис - вот нехитрый набор знаний среднего европейца о самой крупной стране Латинской Америки - Бразилии. Расширить свой багаж стремятся не многие. Да и надо ли? Это только на словах глобализация, а в жизни - моя хата с краю. Другое дело кинематограф, тут уж не убежишь, не спрячешься. Смотришь то, что показывают, воспринимаешь, что хотят донести.

Казалось бы, совсем не давно Алехандро Гонсалес Инарриту талантливо разрушил наши стереотипы, рассказав несколько историй из жизни мексиканского мегаполиса. Фернанду Мереллиш взваливает на себя не менее ответственную миссию - показ захолустий красивейшего Рио-де-Жанейро. Сисаде де Деус (Город Бога) - то место, где вы вряд ли увидите туристов. Наведываться сюда не любит даже полиция. Если вы хотите здесь жить, вам придётся играть по правилам этого района. Насилие, убийства, наркотики, оружие устанавливают здесь правила игры.

На протяжение двух часов режиссёр прослеживает жизнь главных героев с конца 60-х до начала 80-х годов. Чернокожий подросток Бушкапе комментирует происходящее. Сам он находится, как бы, в стороне от центральных линий повествования. В отличие от большинства своих сверстников, начинающих носить с собой огнестрельное оружие с девяти лет, Бушкапе с детства мечтал о карьере фотографа в одной из местных газет. Но жизнь есть жизнь, и изо дня в день ему приходиться сталкиваться с неприглядной стороной существования в Сисаде де Деус. Подростки, только что отметившие своё совершеннолетие, уже управляют наркобизнесом всего Рио. Дети сколачивают банды и начинают осуществлять грабежи и мародёрства. Всё это можно было бы назвать художественным вымыслом, отточенной метафорой, сатирической гиперболизацией, но нет; пожалуй, самое страшное состоит в том, что фильм основан на реальных событиях.

Имея в распоряжении с полдюжины основных персонажей, Мереллиш с ловкостью профессионального крупье тасует сюжетные линии, второстепенных героев (а их, попросту не сосчитать), помня при этом о самом главном - Сисаде де Деус в своей исторической перспективе. За два полных десятилетия изменилось почти всё: одежда, музыка, нравы. Но всё это, как не парадоксально, пошло только на пользу криминальному миру этого небольшого гетто. Чёрный юмор, сюжетные кульбиты, клиповый монтаж, операторские находки, по всей видимости, являются единственно возможным способом адекватного изображения той ситуации, о коей повествует режиссёр. Конечно, такой стиль отнюдь не нов; Квентин Тарантино, Гай Ритчи, уже упоминавшийся Инарриту, при желании смогут обнаружить в "Городе Бога" цитирования, заимствования из собственных работ. И что с того? Главным козырем Мереллиша выступает сама тема, проблематика фильма. Здесь не до постмодернистских игрищ с подмигиванием зрителю в нужных местах. Здесь не правдоподобная, а правдивая история о мальчишках, чей средний возраст жизни не превышает 25-30 лет.

"Город Бога" нагружен увесистыми социальным и политическим подтекстами (в самой Бразилии, к слову, фильм произвёл фурор не только кассового, но и культурного свойства). "Пилюля" слишком горька, чтобы проглотить её незаметно. По окончанию просмотра, ассоциации с трафаретными героями нескончаемых "мыльных опер" уже не возникают.






КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер