НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Бывают времена, когда нет мнения зловреднее,
чем общественное мнение.
Никола Шамфор

«Турецкий гамбит» второй роман о похождениях молодого сыщика. 1877 год, русско-турецкая война. Сбежав из плена, Фандорин спешит в расположение русских войск, передать важную информацию о планирующемся нападении противника. По дороге он знакомится с Варварой Суворовой, желающей повидать своего жениха. По информации Эраста Петровича в ставке русских войск находится Анвар – турецкий шпион, возглавляющий секретную операцию. Под подозрением титулярного советника Фандорина оказываются все…

Джаник Файзиев, до этого снимавший новогодний музыкальный глянец «Старые песни о главном», ставит перед собой невыполнимую задачу: за два с небольшим часа рассказать сериальную историю, оставшись при этом в рамках классической драматургии, где завязка, кульминация и финал (развязка) имеют место в единственном числе, а не каждый раз по истечению стандартных для телевизионного «мыла» 40 минут. Обойти подобную ловушку невозможно, когда речь идёт о формате (общий хронометраж «Турецкого гамбита» около четырёх часов, но это мы увидим только на телеэкране). Переходы между финальными сценами одной серии и началом другой в кинотеатре смотрятся алогично и вызывают закономерные вопросы. И так понятно, что Фандорин выйдет из всех переделок победителем, но когда он находится на волосок от гибели в пещере, а уже через минуту преспокойно продолжает расследование в главном штабе это выглядит издевательством не столько над ним, сколько над зрителем и здравым смыслом.

Залог будущего успеха обеспечивает, как известно, не столько сюжет, сколько актёры этот сюжет разыгрывающие. Продюсеры явно не пожалели денег на гонорары, в «Гамбите» заняты одни из самых востребованных актёров нашего кино и телевидения. Настоящий мастер-класс показывают Александр Лыков, Виктор Вержбицкий, Дмитрий Певцов. Небольшой эпизод есть у не снимавшегося с 1995 года Анатолия Кузнецова. К сожалению, исполнители главных ролей – Егор Бероев и Ольга Красько не дотягивают до столь высокой планки заданной их окружением. И дело тут совсем не в личном видение их персонажей (очевидно, что каждый зритель, читавший до просмотра книгу имел в голове своих Фандорина и Суворову), а в излишней манерности исполнения. Мало просто визжать и пучить глаза, чтобы передать внутренний мир молодой смелой и немного глуповатой особы. Мало сосредоточенно смотреть друг другу в глаза, чтобы показать зародившееся нежное чувство.   

Рекламная шумиха, устроенная Первым каналом вокруг своего нового детища, фактически, не оставляет зрителю выбора. Просмотр «Турецкого гамбита» становится делом моды. Как несколько лет назад было и с творчеством Бориса Акунина, лично написавшим сценарий к этой экранизации. В конечном счёте, не важно, понравился вам фильм или нет, главное – вы отдали свои кровные за билет в кино. Основы бизнеса и никакого мошенничества. Процесс вовлечения граждан в увлекательное мероприятие по честному отъёму денег интересен едва ли не больше оценки художественной ценности фильма.

Можно сколь угодно долго разливаться в патриотических славословиях о кассовых рекордах, интересе зрителей (заранее запрограммированном агрессивной атакой с телеэкранов), невиданных спецэффектах. Наладив механизм по производству кинематографической продукции (по другому не скажешь), пора задуматься о качестве получаемого на выходе товара. Пока же зритель будет послушно выстраиваться в кассы кинотеатров, желая увидеть очередной доморощенный «блокбастер», подобные мысли вряд ли посетят светлые головы нашего продюсерского цеха.






КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер