НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

1997 год без сомнения можно было назвать годом Роберто Бениньи. Его «Жизнь прекрасна» завоевала Гран-При Каннского кинофестиваля, а также взяла три премии «Оскар». Новая работа итальянца – «Тигр и снег» - является своеобразным парафразом безусловной вершины его режиссёрской фильмографии.

Главный герой фильма, вновь эксцентричный итальянец (конечно же в исполнении самого Бениньи) – поэт Аттильо Де Джиованни. Недавно из под его пера вышла книга «Тигр и снег». Своей музой он считает Витторию (конечно же, жена режиссёра Николетта Браски), которую он ежедневно видит в своих снах. Однажды судьба сводит их вместе, и Аттильо не теряя времени признаётся ей в любви. Но Виттория улетает в Багдад вместе с иракским поэтом Фуадом, о котором она пишет книгу. Там она получает серьёзное ранение, и Аттильо не задумываясь, отправляется к своей возлюбленной в надежде спасти её жизнь, невзирая на многочисленные тяготы страшного военного времени.

Вместо Холокоста Бениньи демонстрирует нам Багдад, живущий по законам военного времени. Каждый час здесь что-то взрывается, аптеки не работают, на улицах бесчинствуют мародёры, американские солдаты готовы стрелять без предупреждения. Кромешный ад, в котором лирик Аттильо пытается спасти свою Витторию. В отличие от «Жизнь прекрасна», где геноцид евреев являлся смыслообразующей линией всего сюжета, в «Тигре…» режиссёр отдаёт пальму первенства истории Любви. Перестрелки, горящие нефтяные скважины, минные поля – всё это, не более чем декорация (которая, впрочем, тоже несёт на себе смысловую нагрузку) на фоне разворачивающихся отношений главных героев. К тому же, Бениньи как прирождённый комик (и только потом трагик) с выдумкой и фантазией использует военный антураж, когда волнение сменяется беззаботным смехом, и наоборот.

Пожалуй, впервые в картине Бениньи так явственно чувствуется влияние Феллини начала 70-х («Клоуны», «Рим», отчасти «Амаркорд»). Как тут не вспомнить, что и сам Бениньи исполнил одну из ролей в последнем фильме маэстро «Голос Луны» (1990). Влияние это вербализуется в создании удивительной атмосферы праздника, какого-то беспечного веселья, присущего итальянцам. Такова первая часть фильма (знакомство Аттильо с Витторией), вторая (Багдад) – заметно усложняет, драматизирует рассказываемую историю. Но даже здесь Бениньи остаётся верен себе. Приключения его героя обрамлены тонким юмором вкупе с забавными деталями, наблюдениями, репликами, что, в конечном счете, приводит к ситуации близкой к хрестоматийному «смех сквозь слёзы».

Нельзя сказать, что в «Тигре…» Роберто Бениньи поведал о себе (как об актёре и режиссёре) что-то принципиально новое. При ближайшем рассмотрении становится очевидно, что всё это мы уже видели в «Жизнь прекрасна». Самоповтор? Топтание на месте? Можно сказать и так. А можно предположить, что Бениньи в очередной раз признаётся в любви своей супруге Николетте Браски, предлагая присоединиться к этому признанию и всем зрителям. Такая постановка вопроса снимает наметившиеся претензии раз и навсегда.






КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер