Как у Свифта все делились на тупо- и остроконечников, так в экранных драках все делятся на непримиримых поклонников Джеки Чана и Джета Ли. Принадлежа ко вторым, фильм Ронни Ю «Бесстрашный», не взирая на недостатки, следует почитать как завещание стареющего Джета своим наследникам. Джет напоследок здорово подготовился, вполне в согласии с конфуцианством – к тому, что после десяти лет безнадежно-голливудских «Фредди против Джейсона» и «Невесты Чаки» Ронни Ю вернется в Гонконг (с небесполезным заездом в Австралию, где живет его мама) и выдаст сугубо национальный продукт.
Маленький мальчик Хо Юань стал свидетелем, как его папа, мудрый учитель у-шу, намеренно проиграл бой конкурирующему учителю. Хо обиделся – но не на папу, а на задиристого сына конкурента – однако был слишком мал, и тот надрал ему задницу. Хо поклялся, что больше никогда не даст себя победить. И вот папа умер, а сам он вырос и стал великим бойцом. Выиграл 38 схваток, включая сына конкурента, выросшего в такого же великого бойца, поднял «статус семьи», набрал учеников и, как следствие, запил. Молодой Хо не понимал папиной мудрости, что у-шу – не для гордости и мести, а искусство для искусства. Поэтому в ученики к нему посыпались уголовники, они его подставляли и обременяли долгами, и спьяну случилось страшное. Хо неправедно вызвал на бой и в итоге прикончил другого бойца-мудреца, чернобородого красавца, отца маленьких детей, гостя всей их общины, да еще и в день его рождения. То есть он просто невинно победил (разбив врагу грудную клетку так, что ребра продавили спину), а тот наутро умер. Перенести это оказалось труднее, чем сделать, и Хо отправился топиться. Протрезвел, но не утонул, а плыл, плыл досточкой и бессознательно прибился к глухой китайской деревеньке. Там с помощью слепой красавицы осознал, что был неправ и признает свои ошибки…
Основанная на реальных событиях конца ХIХ-начала ХХ веков, когда Китай активно заселялся англичанами, история Хо Юаня, создателя Спортивной федерации Цзинь Ву, должна всех поклонников Джета Ли переключить с «боевой драмы мести» на «боевой исторический эпос». Это активно акцентируется в тексте и рекламе фильма («Брюс Ли и Дэвид Кэррадайн вводили в заблуждение, опираясь лишь на трюкачество и спецэффекты, а мы расскажем правду»), однако по-большому является самым слабым местом кино. Когда нас воспитывают, когда китайцы впадают в сантименты, донельзя прямолинейные, хрестоматийные – это в принципе туши свет. Это все из серии «поднимите мне веки». По-настоящему сильно в «Бесстрашном» то, как нечастое сочетание учебника по боевым искусствам с классическим «романом воспитания» оказалось вполне культурным. Даже по композиции сюжета оно грамотней, чем прямая иллюстрация фольклора – что «сила есть – ума не надо».
Хронология искажена таким образом, что суть динамизировалась, и яростным поклонникам особо не рекомендуется опаздывать к началу. Фильм начинается вовсе не с детства. Для затравки на одном и том же ринге идут драки Хо с европейцами – врукопашную, на копьях, на мечах. Это действительно учебник, хотя, на мой вкус, слишком много полетов, украшенных рапидом и компьютерами. Понятны благие намерения, как подробно Джет Ли все на свете делает сам. Но видна искусственность съемок. И что Ронни Ю ругается на чужие эффекты, если у самого рыльце в пушку? Тем не менее, сложность драк последовательно нарастает, отбивая хронологию сюжета - врукопашную с «когтем тигра» на высоте, под зонтиком в дождь, с одной сабелькой против двух здоровых мечей, в одиночку против дюжины «претендентов». А с уходом Хо «в люди» в поединках – по ритму, по целому кино – тоже вполне уместно делается антракт. Дается другая любопытная информация.
Если вы не поклонник восточных единоборств, глухая деревенька продемонстрирует китайскую экзотику 1900 года. Как сажают рис, как орошают поля, как готовят еду, какие носят головные уборы. Кроме того, акцент действительно переносится на «человеческую» суть Хо Юаня, что особенно заметно по работе гримеров. То есть хрестоматийные наставления на путь истинный – по-прежнему туши свет, однако любопытно просто видеть, как с годами «менялся» Джет Ли. Актерство пошло. Ну, и, наконец, что все примут, поклонники и не-поклонники – это два последних поединка, когда в 1910 году по улицам Китая уже ходили верблюды и маршировали «томми». Бой с Геркулесом, сыгранным австралийским чемпионом США по всем таким боям Натаном Джоунсом (212 см роста), даже для блондинок окажется «прикольный» - своей наглядностью, как можно побеждать, дыша кому-то в пупок (в Джете Ли 169 см). Бой с японцем увидите без комментариев…
Фильм – отнюдь не кино, не художество, не стоял рядом с «Поцелуем дракона» или «Героем» по драматургии, да и по режиссуре, но он и не из этой серии. А вот для вечных «Б-муви», когда экран заливается компьютерным рисованием рукомашества и дрыгоножества, это большая подвижка. Этап. Только не ждите в кадре Мишель Йео, обещанную в титрах. Она, видимо, за кадром подралась с Джетом Ли, и ее за это вырезали.
КОММЕНТАРИИ
ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
- I
- B
- Цитата
- Спойлер