Анна Петрова – актриса драматического театра, но о главных ролях ей приходится только мечтать. Пока всё ограничивается дежурным «кушать подано!». В личной жизни тоже не всё гладко. Единственный кавалер – бойкий сосед по коммуналке Босякин, заведующий светотехникой в том же театре. Подруга Ани Муся предсказывает ей по картам скорые судьбоносные перемены. Через несколько дней Петрова знакомится с учёным-паразитологом Викентием. Между ними завязываются дружеские отношения, способные перерасти в нечто большее, но Викентий слишком стеснителен и не готов открыто признаться в своих чувствах. Эта встреча – начало серьёзных изменений в жизни Анны, изменений к лучшему...
Последние работы Станислава Сергеевича Говорухина («Ворошиловский стрелок», «Благословите женщину», «Не хлебом единым») оставляли после просмотра массу вопросов. При всех видимых плюсах возникало ощущение какого-то тотального несоответствия выстраиваемой режиссёром реальности и реалий сегодняшнего кино-процесса. Как если бы в эпоху сверхзвуковых истребителей и атомных подводных лодок кто-то решился идти в бой с мушкетом или, того хуже, шпагой. Говорухин-режиссёр словно попал во временную яму, где время застыло на рубеже 90-х (не говоря о 2000-х). Ситуацию спасал профессиональный подход к делу, когда даже из неудачной по целому ряду параметров задумки удавалось извлечь удобоваримый продукт. Казалось, так будет продолжаться до тех пор, пока сам Станислав Сергеевич не уйдёт на заслуженный отдых. Умение во время остановиться порой важнее, чем желание что-то начать. В таких случаях принято говорить «ничто не предвещало». Тем отраднее констатировать тот факт, что «Артистка» заметно контрастирует с предыдущими заунывно-трафарентными картинами режиссёра.
Формальная причина такого контраста кроется уже в жанровой прописке фильма, Говорухин решил снять комедию, перенеся на экран пьесу Валерия Мухарьянова «Хочу родить ребёнка». С художественной точки зрения у Станислава Сергеевича получилось также как и всегда: ровно, с чувством, толком, расстановкой. Но главное, что ко всем этим компонентам добавился юмор, о котором наш зритель уже начал забывать. Тут нет модного стёба, двусмысленностей, узаконенной телевидением пошлости. Говорухин делает ставку на остроумные диалоги, а блистательный актёрский состав с видимой лёгкостью реализует их потенциал на экране. Рецептура кажется до обидного простой, но почему-то за последние годы никто так и не сумел воспользоваться этой незамысловатой формулой.
«Артистка» без труда справляется со своей основной задачей – смешить. Тут нет сверхидей, двойного дна, тонких метафор, аллюзий и т.д. Станислав Говорухин наглядно доказал, что способен не только завлечь (интригой, сюжетом), но и развлечь зрителя. Первая полноценная попытка комом не вышла.