«Бенни и Джун»
1993, Реж. Джеремиа ЧечикФИЛЬМ. Главные герои, имена которых вынесены в заголовок, вовсе не влюблённая парочка, как можно было бы предположить, а брат с сестрой. Он работает автомехаником, она страдает от шизофрении и, запираясь в своей комнате, подолгу рисует пальцами. У Бенни (Эйдан Куинн) не хватает духу даже подумать о том, чтобы перепоручить кому-то опеку над Джун (Мэри Стюарт Мастерсон). Однако, когда у них дома селится аутичный парень по имени Сэм (Джонни Депп), Бенни понимает, что вот-вот перестанет быть главным мужчиной в жизни своей сестры.
«Бенни и Джун» — неамбициозный, но остроумный и добрый фильм, который доказывает, что Чечика, пожалуй, всё же незаслуженно в своё время списали в утиль. Помимо вполне очевидного романтического сюжета о двоих не от мира сего, которые находят желанный покой в обществе друг друга, есть здесь и другие достоинства: будто бы заглянувший из подросткового фильма 1980-х пучеглазый Эйдан Куинн в роли Бенни и даже Джулианна Мур, с которой у его героя по ходу дела завязывается довольно бестолковый роман.
РОЛЬ. Хотя герою Деппа не нашлось места в заглавии фильма, он, не сразу выходя на первый план, со временем объяснимо приковывает к себе внимание. Его персонаж по имени Сэм избрал себе в качестве образца для подражания всех героев всех фильмов на свете, но с особым упором на немую эру — поэтому Депп время от времени развлекает зрителей то танцем с булочками из «Золотой лихорадки», то смешным трюком со шляпой из старой короткометражки Гарольда Ллойда. Самая забавная из цитат спрятана ближе к концу — в кульминационной сцене в психбольнице Сэм не участвует в судьбоносном разговоре, зато качается за окном, как портрет из «Навигатора» Бастера Китона.
«Дон Жуан де Марко»
1994, Реж. Джереми ЛевенФИЛЬМ. Молодой человек в странном костюме и маске (Джонни Депп — первая мысль, конечно, про Зорро, а не про Дон Жуана) с твёрдым испанским акцентом рассказывает о своих любовных подвигах и технике обольщения, успешно кадрит в ресторане случайно попавшуюся на глаза даму и едёт сводить счёты с жизнью. С высоты его снимает психиатр Джим Миклер (Марлон Брандо) и помещает в психиатрическую лечебницу, где берётся за его лечение. Парень без остановки плетёт витиеватые елейности, состоящие из невероятных фактов его биографии и жизненной философии величайшего любовника в мире, а Миклер, которому до пенсии десять дней, внимательно слушает. Как это часто бывает в фильмах про психоаналитиков — пациент начинает лечить врача.
РОЛЬ. «Дон Жуан де Марко» похож на коробку шоколадных конфет с красной ленточкой, но вкус начинки может и удивить — она даже слаще, чем вы думали, а в послевкусии обнаруживаются неожиданные нотки. Да, это мелодрама из красного шёлка — «Ни одна метафора не способная передать, что значит заниматься любовью с женщиной». Но Деппу, который не замолкает ни на секунду в своём романтическом извержении, это, кажется, удалось. Вообще, это едва ли не самая недооцененная его актёрская роль. Он прекрасен, он органичен, он делает роль объёмнее и глубже, чем она есть на самом деле. Конечно, как в кляксах Роршаха его герой видит только женские прелести, так рядовой зритель увидит первую серьёзную тренировку перед вживанием в образ Джека Воробья — бородка, шпага, акцент, подведённые глаза. Все эти «уроки фехтования» трудно оставить незамеченными, но Депп не пережимает, не сваливается в откровенный гротеск и кривляния, а продаёт свою выдающуюся красоту, которую в первой половине девяностых самые впечатлительные «акулы пера» назвали лунной. Фактически благодаря Деппу из «Дон Жуана де Марко» вылезает какой-то инди-комикс про самого незащищённого в мире супергероя, открывающего сердца и заливающего их любовным эликсиром. Землю такой с орбиты не сдвинет, но грузного Брандо расшевелит на раз.
«В последний момент»
1995, Реж. Джон БэдэмФИЛЬМ. Двое, мужчина (Кристофер Уокен) и женщина (Рома Маффиа), выбирают кого-то из толпы на вокзале: «Он? — Нет, он её не любит. — Может, те? — Старичьё». Взгляд падает на интеллигентного очкарика (Джонни Депп) с дочуркой. Представляются офицерами полиции, садят папу с дочкой в фургон... и выкладывают свои карты. В отеле неподалёку живёт женщина (фото прилагается), которую очкарик, Джин Уотсон, убьёт из вот этого пистолета, разрядив, желательно, всю обойму. На часах — 12 часов 16 минут. Дама должна умереть в полвторого — иначе дочке конец. Дальше «прямой эфир» про то, как маленький человек рушит большой политический заговор. Кстати, жертва на фото — губернатор-республиканец Элеанор Грант (Марша Мейсон), переизбирающаяся на второй срок.
РОЛЬ. Деппу подсунули лежалый товар. Решение сняться в морально устаревшем триллере «В последний момент» — один из немногих промахов актёра в девяностые. Где-то неподалёку Финчер («Семь») и Сингер («Подозрительные лица») выводят жанр на новый уровень, а Депп носится по отелю по указке старорежимщика Джона Бэдэма («Короткое замыкание», «Слежка», «Птичка на проводе») под музыку, похожу на то, будто Дэнни Эльфман обсмотрелся Хичкока. Великого Хича здесь хватает и в кадре. Бэдэм отказывается от вошедшего в моду стремительного монтажа, а действует сверхкрупными планами, с которыми заторможенный Депп справляется заметно хуже злодея Уокена (тот ходит с усами, зачёсанными назад чёрными волосами и бегающим взглядом). Для изображения охватившего его ужаса Джонни и его гримёры очень часто прибегают к помоще пота, из-за чего актёр полфильма выглядит мокрым как мышь. Впрочем, если убрать микроскоп, то кино можно классифицировать как динамичное, с тикающим счётчиком и каким-никаким твистом. Некий шарм в этом, определённо, есть, но, пожалуй, что его следует списать на девяностые. А с Деппом случился грандиозный мискаст — реализм, отягощённый тем, что за отведённый герою час, нужно ещё и человека убить, Джонни совсем не идёт. Фильм провалился и у критиков, и у зрителей. Ни до, ни после «пиджаков» (он ещё и бухгалтер) Депп не играл.
«Храбрец»
1997, Реж. Джонни ДеппФИЛЬМ. Единственный режиссёрский опыт Деппа в полном метре, с которым актёру помогли влиятельные друзья: Марлон Брандо, который сыграл один (но продолжительный и важный) эпизод, и Игги Поп, написавший музыку (неплохую). Депп выступил заодно и соавтором сценария. Хотя по самому фильму не очень ясно, что особенного хотел он сообщить с помощью мрачноватой истории об опустившемся безработном индейце по имени Рафаэль, который ради благополучия своей прозябающей в нищете семьи соглашается, буквально, принести себя в жертву. Это не спойлер: о том, что Рафаэль подписывается на съёмки в снафф-фильме (некие неприятные типы во главе с героем Брандо готовы заплатить большие деньги, дабы помучить и убить человека перед камерой), становится ясно в самом начале, а оставшийся хронометраж посвящён его попыткам, как говорят в таких случаях, «привести дела в порядок». «Храбрец» не лишён своего обаяния — он выполнен нарочито скупо, Депп не отвлекается ни на какие внешние эффекты и упорно гнёт свою линию. С другой стороны, закрадывается подозрение, не потому ли в рамках дебютной работы он не решился позволить себе ни единого нестандартного шага, что ему оказалось просто скучно режиссировать.
РОЛЬ. На протяжении всего фильма, за очень скромными исключениями, Депп, на сей раз формально пребывающий «по ту сторону камеры», фигурирует и в кадре: так что «Храбрец» однозначно выиграет в глазах тех поклонников (или, скорее, поклонниц) актёра, кому просто хотелось бы подольше смотреть на его полуобнажённый торс. Но, вообще-то, надо отдать актёру должное: он (будучи режиссёром и сценаристом) удержался от соблазна написать себе парочку особенно ударных сцен. Герой Деппа ходит туда-сюда с сосредоточенным и слегка усталым видом, который, наверное, к лицу человеку, точно знающему дату собственной скорой гибели.
Предлагаю сделать отдельный блог - "Сегодня день рожденья у..." или "В этот день родились".
Можно было бы сделать анализ методом сравнения, ведь в девяностые у Джонни были и замечательные работы, начиная с Эдварда и заканчивая Раулем из "Страх...".