НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

На границе

Дмитрий Гнедич, 14 июля 2013, 12:32:02 6
Канал FX представил сериал «Мост». Ознакомившись с пилотом, Дмитрий Гнедич, поклонник скандинавского детектива, римейком которого является новый проект, нашёл пять причин, почему американскому «Мосту» следует дать шанс.

Первоисточник

Оригинальный шведско-датский «Мост» — один из ярких представителей модного нынче тренда «скандинавский нуар». Формулировка крайне симпатичная, даже лигвистически музыкальная, но чрезвычайно и без нужды расширяющая само понятие нуара. Речь, скорее, следует вести о новой редакции скандинавского детектива, сформулированной в современной тамошней беллетристике «Миллениум»-трилогией Стига Ларссона, романами Хеннинга Манкелля, Гуннара Столесена и Ларса Кеплера (псевдоним Александра Андорила). Фактурные главные герои с щербинкой (а лучше с целым веером проблем и изъянов), поставленный ребром социальный контекст (не забывайте, что под прицелом критики — политически и экономически стабильные страны с одним из самых высоких уровней жизни) и сухая, но въедливая и многословная манера расследования, когда авторы не пропускают даже самые рутинные аспекты. Каждый из этих элементов в отдельности невозможно провести по ведомству жанровых инноваций, но в едином комплексе они рождают новый тип героя и свежий нарратив, с одной стороны, требующий большего терпения, чем у конкурентов из США или Англии, но с другой — заполняющий нишу обстоятельных неторопливых детективов, которые не проглотишь за один вечер.

«Мост» — это следствие по делу о найденном на Эресуннском мосту, соединяющем Данию и Швецию (Копенгаген и Мальмё), трупе шведского политика-женщины. Скоро выяснится, что только верхняя половина принадлежит жертве, а нижняя — датской проститутке. Ответственность на себя возьмёт аноним, обеспокоенный социальной несправедливостью, пообещав, что на этом не остановится. Дело ведут те, кто оказался на мосту в ночь, когда был обнаружен труп, — шведка Сага Норен (София Хелин) из убойного отдела Мальмё и Мартин Роде (Ким Бодниа) из копенгагенской полиции.

Американцы сохраняют — с поправкой на трансфер сериала на американо-мексиканскую границу — основные ингредиенты: ищейка из Эль Пасо, штат Техас — то ли «синий чулок», то ли женщина с серьёзными психологическими проблемами, только прошедший через вазэктомию мексиканский детектив из Хуареса, находка на мосту, «собранная» из половинок американской судьи и мексиканской проститутки, ушлый журналист и влиятельная вдова. Такие карты дают, по сути, совершенно другой пасьянс, что, конечно, достижение не только американских сценаристов, но и авторов формата: «Мост» легко переводится на другие языки и становится идеальной площадкой для полновесного социального детектива, жанра хлёсткого и незаигранного.

Человеческий фактор

На дуэт София Хелен (Швеция)/Ким Бодниа (Дания) кабельщики из FX отвечают тандемом международного масштаба — немка Дайан Крюгер, играющая американку Соню Кросс, и мексиканец Демиан Бишир, исполняющий роль детектива Марко Руиса из Хуареса. Стоит заметить, что взаимодействие двух сыщиков из соседних скандинавских стран априори имеет иной идеологический окрас, чем совместная работа американского и мексиканского коллег. Карта эта здесь разыграна по полной: он — коррумпированный коп, чья деятельность подчинена сложившейся на родине системе, она — фанатичная слуга закона, не понимающая, когда в лицо суют деньги. В заданной системе координат Кросс — старшая сестра, чья непогрешимость граничит с наивностью и позволяет открыто критиковать устои южных соседей, а у Руиса мудрый и спокойный взгляд фаталиста, чётко понимающего матрицу, в которой он существует. Такая расстановка сил и идеалов даёт большой манёвр для эволюции обоих главных героев и — большая удача продюсеров — как влитая садится на звёзд. Бишир обитает в своей стихии, где есть возможность и хитро прищуриться и честно посмотреть, а Крюгер без фальши справляется с образом идеалистки-американки, на страже идеалов которой, как мы увидим, стоит не непогрешимое американское правосудие, а покровительствующий ей (скорее даже, защищающий её) лейтенант Хэнк Уэйд (Тед Левайн, на сегодня третье сильное звено актёрского ансамбля). Актриса иначе, чем София Хелин, трактует свой образ, убирая чудаковатость Саги Норен, но, думается, делает она это лишь по той причине, что умеет меньше своей шведской коллеги. В любом случае за историей, сыгранной Биширом и Крюгер, интересно наблюдать, столько там бэкграунда и ещё нереализованных сценарных крючков.

FX

Младший брат общенациональной вещательной сети Fox, его кабельная ипостась, которая с середины нулевых (первыми хитами были «Щит» и «Части тела») представляет из себя самостоятельную грозную силу с одной из самых крепких сериальных линеек. Здесь всегда знали толк в жанровом кино, потому пятёрка действующих сериалов-драм выглядит едва ли не самой сбалансированной и разносторонней среди всех кабельных каналов: криминальная драма «Сыны Анархии», мистика/хоррор «Американская история ужаса», современный нуар/вестерн «Правосудие», шпионская история времён Холодной войны «Американцы» и детектив «Мост». Таким жанровым диапазоном сегодня может похвастаться только AMC, где есть и вестерн, и зомби, и Уолтер Уайт, и римейк этого самого «скандинавского нуара», но на FX к своим обязательствам развлекать зрителя относятся непосредственнее — «Эмми» за лучший сериал и место в вечности им может и не грозит, но в последнее время лого канала практически гарантирует, что будет, по меньшей мере, интересно.

Разница в температуре

Даже тем, кто досконально изучил скандинавский «Мост», следует приобщиться к затее FX по той причине, что в отличие, к примеру, от римейка «Убийства», где Копенгаген заменён на дождливый и промозглый Сиэтл, в новом римейке кровь бежит ощутимо быстрее. Необходимый градус задаёт режиссёр пилота, новая мексиканская надежда Херардо Наранхо, которого в Голливуде уже ждёт режиссёрское кресло римейка «Жажды смерти». Не сказать, чтобы Наранхо раскалил экран докрасна, но имея на руках детектив с сильной социальной критикой, отмахнуться от локаций невозможно. Американский «Мост» — это сериал не только про поиски маньяка (тоже, кстати, очень социально активного), но и про людей с разным менталитетом и даже шире — про моральную норму в трактовке разных наций. Понять без карты и указателей, где заканчивается Дания и начинается Швеция довольно сложно. Граница между Эль Пасо и Хуаресом прочерчивает линию между двумя реальностями. Колоссальная разница, из-за которой новый «Мост» следует признать самостоятельным киновысказыванием.

Дефицит детективов

При всей банальности конструкции — следователи против маньяка-убийцы — «Мост» стал лишь вторым, после «Убийства», чистокровным детективом в кабельных сетях. Не заезженным большими сетями procedural с ежесерийным новым плохим, а полноценным обстоятельным расследованием, которое поклонники жанра сейчас чаще находят среди английских сериалов. «Убийство» худо-бедно эту лямку тянет, но в отсутствии конкурентов позволяет себе некоторый жанровый произвол и мухлевание. Новый сильный детектив с родным, неэкспортным ДНК (а она здесь есть, несмотря на видимую вторичность драматургии) нужен — и зрителю, и FX, и конкурентам. Последним — чтобы боялись.






КОММЕНТАРИИ 6
...Весьма посредственный пилот. Бог с ним с кастингом... Потому что смотреть там кроме Теда Ливайна (однин из команды преступника Рэя Луки в "Криминальных историях" и маньяк из "Молчания ягнят"), ну и Дайан Крюгер - там практически некого;( Самое непонятное для меня - завязка американского римейка. В оригинале на мосту соединяющем Швецию и Данию происходит обесточивание и пользуясь темнотой, тем, что вся следящая электроаппаратура не работает, преступник выкладывает из автомобиля на дорогу труп женщины и скрывается... Насколько я знаю Швеция и Дания - страны Евросюза и внутри, между странами Евросоюза можно передвигаться без виз и не предъявляя паспорт. Соответсвенно, в такой ситуации преступника действительно будет найти не так просто.
Но, насколько я понимаю, на границе США и Мексики - несколько иная ситуация. И если визы при пересечении границы там тоже не нужны, то уж проверка паспортов там должна быть обязательной! И если на их границе США случается ЧП подобного масштаба - я уверен что на некоторое время границу просто вообще перекроют... Мне кажется, что нельзя было так тупо переснимать оригинал((
поддерживаю.
оригинал смотрел на одном дыхании, а данный пилот едва осилил и Бог с ним с переносом места действия,так еще ведь и главные актеры заметно проигрывают прототипам, особенно персонаж Крюгер...
если и смотреть то оригинал,хотя не знаю, каково смотреть это без предварительного просмотра оригинала,может оно и лучше идет?
скажите, а Дайана Крюгер в здесь вообще в тему?
Дайан Крюгер внешне похожа на главную героиню, персонаж оригинального "Моста", но на внешней схожести все и заканчивается. Видно, что "тот" характер ей не близок и она пытается перекроить персонаж. (Я с ней в этом полностью согласен и всячески поддерживаю!;)) ...Но видимо продюсеры не согласны с Дайан, и поэтому на экране видна некоторая внутренняя борьба... ;) Короче, сериал (возможно пока...) слабоват, но Дайан Крюгер и здесь молодца!!;)) P.S.
До сих пор теряюсь в догадках, что же хотел сказать автор статьи Дмитрий Гнедич о Дайне Крюгер фразой: "...трактует свой образ, убирая чудаковатость Саги Норен, но, думается, делает она это лишь по той причине, что умеет меньше своей шведской коллеги". ...Умеет ЧТО? ...И как можно уметь МЕНЬШЕ? ...Можно лучше, можно хуже, но уметь МЕНЬШЕ? Боюсь даже предположить... )))))
У американцев есть шанс исправить недочеты оригинала, которые безусловно были. Надеюсь они воспользуются этим. Выйдет полностью 13 серий, там посмотрим, получилось ли.
P.S. Вот кстати уже понятно, что различия будут. У дастко-шведского сериала было 10 эпизодов, а у американцев 13.
...Можно разбавить "Мост" музыкальными номерами, как например это сделали в сериале "Во все тяжкие" ( http://www.youtube.com/watch?v=z0JPTgAtqzw ) - тогда можно растянуть историю не только на 13... а на 15, 20 и более эпизодов! ;)))

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер