Подземка / Subway
Режиссер Люк Бессон, 1985
Пройдет еще несколько лет, прежде чем Жан Рено сможет назвать себя кинозвездой. Но уже в «Подземке», вдохновленной картинами «На последнем дыхании» и «Французский связной», он играет бок-о-бок со звездами — с Изабель Аджани и Кристофером Ламбертом. Последнего, кстати, наградили за эту картину «Сезаром». Хотя Жан Рено, который появился на экране в образе молчаливого барабанщика, обитающего в туннелях парижской подземки, заслуживал эту награду не меньше.
Голубая бездна / Le Grand Bleu
Режиссер Люк Бессон, 1988
Четвертый совместный проект Жана Рено и Люка Бессона, основанный на реальной истории двух ныряльщиков на глубину, до сих пор — спустя без малого тридцать лет после выхода — состоит в списке самых прибыльных фильмов в истории французского кинопроката. «Голубую бездну» крутили в кинотеатрах в течение года. Более девяти миллионов французов успели насладиться невероятно красивыми подводными кадрами и прийти в восторг от актерского дуэта Жана-Марка Барра и Жана Рено, которые с гордостью заявляли: на съемках этой картины они ни разу не обратились к услугам дублеров.
Никита / Nikita
Режиссер Люк Бессон, 1990
Фильм, вдохновленный одноименной песней Элтона Джона, с годами сам превратился в неисчерпаемый источник вдохновения — по его мотивам сняли не только канадский сериал «Ее звали Никита», но также многосерийное японское аниме и порнопародию. Но уже до начала съемок картины в ее успехе нисколько не сомневались — проект Люка Бессона щедро профинансировали, не заглянув даже в сценарий. В кинокомпании Gaumont знали: у режиссера есть и чутье, и талант, и команда. И Жан Рено, выступивший в «Никите» в своем фирменном амплуа, — ее важнейшая часть.
Пришельцы / Les Visiteurs
Режиссер Жан-Мари Пуаре, 1993
В перерыве между съемками «Никиты» и «Леона», которые закрепили за Рено репутацию «идеального киллера», режиссер Жан-Мари Пуаре успел продемонстрировать миру, что его актерский диапазон — и богаче, и шире. А заодно породил один из самых ярких комедийных дуэтов французского кинематографа, дебютировавший в боевике «Операция «Тушенка» (1990): Жан Рено плюс Кристиан Клавье. В вышедших тремя годам позже «Пришельцах» их персонажи попадают из Средневековья в 1990-е годы и бродят по Франции с дубинами и в рыцарских латах, в которых актеры смотрятся столь же умилительно, сколь гармонично. Французская публика встретила комедию громогласными возгласами одобрения, а Жан Рено получил за нее заслуженную номинацию на «Сезар».
Леон / Léon
Режиссер Люк Бессон, 1994
Культовый боевик 1990-х своим появлением был обязан напряженному графику Брюса Уиллиса. Съемки «Пятого элемента» бесконечно откладывались, и Люк Бессон решил потратить свободное время с пользой — на создание фильма, придуманного во время работы над «Никитой». Фильма, в котором акцент сместился с юной героини на героя-мужчину, а основные события перенеслись из Парижа в город для людей-невидимок Нью-Йорк. Остался лишь он — Жан Рено. Хладнокровный наемник с тонкой душевной организацией, который любит мюзиклы, дружит с домашним растением и зарабатывает на жизнь убийством нехороших парней.
Миссия: невыполнима / Mission: Impossible
Режиссер Брайан Де Пальма, 1996
Высокобюджетный экшен Де Пальмы по достоинству оценил сам Роджер Эберт, не привыкший дарить высокие баллы сугубо коммерческим зрелищным лентам. А именно к этой категории относится «Миссия: невыполнима»: боевик, запустивший популярную франшизу об агенте Итане Ханте, — первый фильм в истории, который вышел в трех тысячах (!) кинотеатров на территории США. И хотя все внимание в ленте было направлено на его главную звезду Тома Круза, а Рено лишь пару раз мелькнул на экране, эти мелькания ярко бросались в глаза. Собственно, с этой целью его и позвал режиссер. По мнению Де Пальмы, Жан Рено относится к той породе актеров, которые впечатляют с первого взгляда — и не нужны им ни длинные реплики, ни долгое присутствие в кадре.
Ронин / Ronin
Режиссер Джон Франкенхаймер, 1998
Об этом бодром шпионском триллере, насыщенном перестрелками, драками и погонями, могли бы забыть уже через месяц после релиза — ну мало ли в Голливуде производят бодрых триллеров о сверхсекретных операциях и борьбе с терроризмом. Вот только редкий боевик может похвастаться столь же сильной драматургией (к которой приложил руку сам Дэвид Мамет) и столь блестящим актерским составом. И хотя на постере фильма Жан Рено скромно прячется за могучую спину Де Ниро, на экране их фигуры — в высшей степени равноправны и равновелики.
Багровые реки / Les Rivières pourpres
Режиссер Матье Кассовиц, 2000
Порой, глядя на Жана Рено в его привычном амплуа, сложно поверить, что он свободно изъясняется на четырех языках: родном испанском, французском, английском и итальянском. Его угрюмый, нелюдимый, молчаливый герой чаще либо нарушает закон, либо ведет охоту на нарушителей, а не ведет светские интернациональные разговоры. Именно таким — спокойным, рассудительным и немногословным борцом с преступностью — он предстает в мрачном триллере Матье Кассовица, который критики дружно сравнивают с шедевром Дэвида Финчера «Семь».
Васаби / Wasabi
Режиссер Жерар Кравчик, 2001
Между Жаном Рено и васаби есть кое-что общее: васаби — крайне популярная в Японии специя; Рено — крайне популярный в Стране восходящего солнца актер. На заре XXI века режиссер Жерар Кравчик объединил их в комедийном боевике, приправленном отменным французским юмором и колоритными японскими декорациями. И хотя этот фильм не добился такого же успеха в прокате, как, скажем, «Пришельцы», и не обрел такую же популярность, как, скажем, «Леон», образ брутального копа Юбера Фиорентини — безусловно, одна из лучших в работ в актерской карьере Рено.
Розовая пантера / The Pink Panther
Режиссер Шон Леви, 2006
«Жестокость мне вообще-то не по душе», — не устает повторять в своих интервью Жан Рено, который отдает, как это ни странно, предпочтение именно комедийным ролям и картинам. Дескать, и после съемок настроение лучше, и после премьеры. Возможность поучаствовать в перезапуске серии фильмов о худшем полицейском на свете Рено встретил с огромным энтузиазмом. Тем более что работа над фильмом обещала быть приятной и легкой — ему даже акцент не пришлось имитировать (а вот англоязычные актеры немало потрудились, чтобы изъясняться в кадре на английском с фальшивым французским прононсом, как того требовал парижский сюжет).
Если завтра гражданами России станут Илон Маск и Цукерберг - это тоже будет мощный пиар, который добавит стране имиджевых очков. Но когда росс.паспорт дают таким персонажам как Депардье и Сигал (который, к слову, ранее уже получил сербский паспорт, а скоро, возможно, получит еще и белорусский) - вот в таких пиар-акциях я реально не вижу никакой выгоды для страны. Вы же, напротив, видите, но почему-то вместо того, чтобы просто озвучить эти плюсы, зачем-то начинаете изображать из себя моего личного психолога.
Дело не в Маске или Цукерберге, досточно если учёные начали возвращаться на родину, это был бы мощный сигнал нормализации и привлекательности. Но пока об этом и речи нет. Единичные случаи есть, но это мизер.
Выглядит это как очередная забава Троекурова. Бестолочи к сожалению много, из чиноаников, и народ под себя ровняют.
Остальное - шляпа, помню был ещё неплохой фильм Ягуар.
Я бы скорее отметил игру бесподобного Мишеля Галабрю в роли комисара Жебера, которого кстати не стало ровно год назад.