НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Бергман, Джармен, Тарантино и «странные» фильмы, меняющие жизнь

Kinomania.ru , 18 июля 2018, 18:36:00

В очередном обзоре свежих книг о кино — мемуары Ингмара Бергмана, биография Дерека Джармена, сборник всякой всячины о Квентине Тарантино, рассказ о странных отечественных фильмах и статьи об идеологическом содержании кинопродукции.

«Шепоты и крики моей жизни»

Автор — Ингмар Бергман

14 июля исполнилось бы сто лет Ингмару Бергману — режиссеру, без которого уже немыслима история кинематографа. В честь столь значимого события, издательство АСТ переиздало его мемуары «Латерна магика» под названием «Шепоты и крики моей жизни». Первое издание книги Бергмана на русском языке уже давно стало библиографической редкостью, и вот наконец появился отличный шанс познакомиться с насыщенной биографией классика, рассказанной им самим.

«Шепоты и крики моей жизни» читаются как художественный роман. Повествование начинается практически с первых часов жизни будущего режиссера. Буквально с первых страниц бросается в глаза, с какой исповедальной откровенностью автор ведет диалог с читателем. Бергман без всяких прикрас описывает быт своей семьи, называет младшую сестру «жирной уродиной» и с садистским наслаждением описывает наказания, которые придумывали ему родители. Впрочем, трудности детства довольно быстро уступают место более ярким воспоминаниям Бергмана, связанным с искусством. Завораживают, к примеру, описания первых встреч юноши с театром и пьесами Стриндберга. Рассказ автор ведет нелинейно, и чем дальше, тем более фрагментарными становятся его записи, все больше напоминая дневник. Театр явно отодвигал кино в жизни Бергмана на второй план. Впрочем, в мемуарах есть множество уникальных воспоминаний о съемках, работе с актерами (в частности, с Ингрид Бергман в «Осенней сонате» или с Виктором Шёстремом в «Земляничной поляне»), а также подробности многочисленных романов, измен и ссор, которые, по cловам Бергмана, вошли в «Сцены супружеской жизни».

Книга Бергмана создает отчетливое ощущение погружения в таинственный мир художника, черпающего вдохновение из самых простых вещей, слов и поступков. Его жизнь и была произведением искусства, которое он не переставал режиссировать и до конца дней. (К.Г.)

«Дерек Джармен»

Автор — Майкл Чарлсворт

С момента смерти Дерека Джармена в 1994 году, интерес к его личности и работам не угасает, а, наоборот, только усиливается. На Западе о режиссере написано много, в том числе неоднократно изданы мемуары и письма самого Джармена, однако в России о нем практически ничего не публиковалось. «Дерек Джармен» — первая крупная монография на русском языке, изданная Ad Marginem и музеем «Гараж». Британский искусствовед Майкл Чарлсворт подходит к биографии художника с точки зрения критического исследователя. Автор ищет ключ к пониманию личности Джармена, подробно останавливается на его фильмах, рисунках, стихотворениях, политических заявлениях и даже на садоводстве, которым тот занимался много лет. Самые интересные места книги — описания встреч режиссера с Алленом Гинзбергом, Дэвидом БоуиКеном Расселом и другими важными фигурами культуры XXI века.

Чарлсворт стремится очистить имя Джармена от ярлыков, показать его с разных сторон со всеми противоречиями и сложностями его мироощущения и художественных принципов. Однако за поистине масштабной фигурой художника автор находит застенчивого и доброжелательного человека, который сделал целью своей жизни поиски красоты и гармонии в мире. (К.Г.)

«Диалоги — моя фишка. Черные заповеди Тарантино»

Автор не указан

Квентин Тарантино — настолько всенародно любимый режиссер, что даже на русском языке можно найти с десяток книг о нем. Увы, «Диалоги — моя фишка. Черные заповеди Тарантино» не самая толковая из них, зато, вероятно, самая ленивая. Под громоздким названием скрываются несколько разделов: бесчисленные факты о режиссере (большинство из которых вы и так знаете), его цитаты, дюжина интервью и избранные диалоги из тарантиновских сценариев, которые предваряют любопытные факты об этих фильмах. Можно предположить, что наиболее эксклюзивным материалом книжки являются интервью, но нет: десять из них уже были опубликованы в авторском сборнике «Квентин Тарантино. Интервью», который выходил в России в 2007 году в издательстве «Азбука-классика» (его скоротечная серия Art House — чуть ли не лучшее, что случалось в российском книжном рынке переводной литературы о кино за последние десять лет). Без свежего материала «Диалоги — моя фишка» представляют интерес лишь для человека без доступа к интернету, который почему-то узнал о существовании «Криминального чтива» в 2018-м. Ну или прожжённого тарантиномана, готового собирать все, где упоминается знаменитая фамилия. (М.М.)

«Фильмы, которые меняют жизнь»

Автор — Тони Кашани

Несмотря на название, которое больше подходит подборке фильмов из какого-нибудь паблика о популярной психологии, «Фильмы, которые меняют жизнь» — это академический труд американского профессора, доктора наук и исследователя кино Тони Кашани. Автор рассматривает кинематограф как средство влияния на мысли людей и общественное сознание предлагает анализировать его, опираясь на труды различных философов, культурологов, психологов и педагогов. Несмотря на обильный академический неймдроппинг, теоретическая часть книги написана доступно, компактно и увлекательно. Наибольший интерес представляет анализ фильмов: Кашани доказывает, что «Сириана» — это прекрасное гуманистическое кино, «Шоу Трумана» критикует потребительское общество и открывает глаза на гиперкапитализм, постмодернистский «Матч Пойнт» отсылает к теории хаоса, а «300 спартанцев» — это идеологическое кино, которое, как и другие работы Фрэнка Миллера, идеализирует протофашизм. Среди других картин, которые подробно разбирает исследователь — «Сомнение», «Она», «Матрица» и «Развод Надера и Симин». (М.М.)

«Наше странное кино: от "Аэрограда" до "Движения вверх"»

Автор — Денис Ануров, Евгений Васильев и Елена Комиссарова

Сборник рецензий киноблогеров Дениса Анурова, Евгения Васильева и Елены Комиссаровой обещает взглянуть на отечественный кинематограф по-новому, рассказав о «странных» фильмах. Но что же именно авторы понимают под «странным» кино? Почему в списке лент попадаются «Нелюбовь» и «Движение вверх»? Что именно в них странного? Непонятно. Еще больше вопросов вызывает сам формат текстов. У Васильева это полунаучные статьи на 20 страниц, у Анурова (на минуточку соавтора книги «Соционика: 16 ключей к человеку») — синопсисы на пару параграфов. Лишь в эпилоге открывается авторский замысел: «Наше странное кино» призвано разрушить стереотипы и показать разнообразие советского и отечественного кинематографа. Авторы действительно сдувают пыль с незаслуженно подзабытых картин, но выглядит их труд бессистемным набором разношерстных текстов (многие из них, кстати, лежат в сети), быстренько объединенных под одну обложку, на которой серп и молот обвинительно соседствует со спиннером. (М.М.)

Материал подготовили Кирилл Горячок и Михаил Моркин

Приобрести книги можно в интернет-магазине «Читай-город», кликнув на их названия. 






КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер