НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Рецензия на фильм «Зои»

Юлия Кузищина, 20 июля 2018, 14:05:00 2

В прокат выходит фантастическая мелодрама с Юэном МакГрегором об отношениях людей и роботов. Юлия Кузищина подробно разбирается, удалось ли режиссеру рассказать что-то новое.

Молодая и одинокая девушка Зои (Леа Сейду) работает в компании, создающей для людей помощников — роботов-синтетиков, которых все сложнее отличить от человека. Она влюблена в своего коллегу Коула (Юэн Макгрегор), который, кажется, может думать только о новом проекте — синтетике, который мог бы стать для человека полноценным компаньоном. Зои хорошо понимает, что каким бы реалистичным ни был новый робот, за его «эмоции» отвечает четко выверенное программное обеспечение. Однажды она признается Коулу в своих чувствах, и неожиданно узнает, что сама является продуктом лаборатории.

Фильм «Зои» стал уже восьмой полнометражной работой американца Дрейка Доремуса, который начал свой режиссерский путь с комедий, но последнее время снимает романтические драмы. Контекстом для них становятся новые технологии, влияющие на жизни героев, или утопические сеттинги. В 2015 году Доремус выпустил «Равных», фантазию в замятинском стиле об отношениях в обществе, где эмоции строго ограничены, а связи формируются технологически. В прошлом году вышла «Новизна», в которой режиссер исследовал отношения у молодых людей поколения Тиндера. Оба фильма не стали популярными у критики, получив обвинения в предсказуемости и скучности.

«Зои» также не торопится бросать зрителя в водоворот визуальных развлечений, и осторожно разворачивает историю отношений синтетической девушки и живого мужчины, медленно и несколько отстраненно рисуя правдоподобную картину будущего. Взяв за основу сюжета довольно простую романтическую линию, Доремус наращивает на нее темы, которых касался в предыдущих фильмах: отношения, построенные с помощью компьютерных программ, эмоциональность и технологии. В лаборатории Зои помогает людям пройти машинный тест на совместимость, и пары, получившие высокий процент, покидают здание со счастливыми лицами. Новый синтетик Эш (привет «Чужому») готовится к выступлению на выставке и проходит социализацию по человеческой модели, читая книги и обучаясь танцам, — он будет презентовать себя не просто как надежного помощника по дому, но и как верного компаньона. Вот-вот изобретут и таблетку от потери ощущения новизны: тестируется вещество, которое поможет людям вновь почувствовать первую влюбленность. В мире таких изобретений возникает вопрос: как человек и синтетик вообще соотносятся между собой? У Доремуса Буратино во что бы то ни стало хочет превратиться в живого мальчика: независимая беседа между двумя высокотехнологичными социализированными машинами не превращается в напугавший команду Фейсбука непонятный язык чат-ботов. Синтетики тяжелее всего осознают недостижимость для них человеческих переживаний. При этом, парадоксально, их решения выглядят эмоциональными: если нельзя стать человеком, и суждено устареть, то пора организовать свою деактивацию.

Центром вселенной в «Зои» упорно остается человек. Самообучаемый искусственно созданный интеллект у Доремуса не поднимает бунт, как делали это подобные ему создания в «Бегущем по лезвию» или «Из машины». А если уж он заводит отношения с людьми, то выступает в них на равных, не выходя за их пределы и оставаясь на удивление человекоориентированным. «Зои» рисует картину «безопасной» для человека фантастики: героиня чуть ли не сильнее всего «печалится» по поводу того, что не умеет плакать, но в итоге это не самая сложная задача для технологов. При этом сами люди, к которым так тяготеют синтетики, не очень-то и заботятся об их зарождающихся чувствах: да, они вроде бы и принимают синтетиков в свое сообщество, но, например, когда эксперимент Зои оказывается удачным, немедленно налаживают массовое коммерческое производство, потому что даже чувствительный робот — всего лишь объект. Кстати, все первые массово произведенные синтетические компаньоны почему-то оказываются исключительно женщинами, как и роботы, которые обитают в синтетическом борделе, а Эш, за созданием которого наблюдает в лаборатории Зои, признается, что лично его никогда не создавали для рынка.

«Зои» оказывается довольно человеческим фильмом в том смысле, что строится на не очень рациональном поведении людей. Добавляя в их вселенную потенциально превосходящие, но пока зависящие от них создания вроде синтетика Зои, Доремус делает попытку исследовать не очень совершенную человеческую природу. Даже и сам создатель синтетика не уверен, как он к своему творению относится: с восхищением или все-таки с некоторой отстраненностью? В беседе с бывшей женой Коул соглашается, что спать в обнимку с прототипом робота, заменяющим партнера — жутковато, и эта неуверенность и в последующих отношениях с Зои оказывается потенциально интересной темой, в которую режиссер, тем не менее, заходит поверхностно. В итоге героиня формально получает возможность жить по человеческим правилам, приобретая физиологическое свойство живого организма — слезы. Вот только стала ли она на самом деле равной человеку, или это всего лишь временная иллюзия, пока мир не обратит внимания на ее обновленную массовую версию?






КОММЕНТАРИИ 2
Фантастическая мелодрама -это как порно с рейтинг 0 "как тебе не стыдно трусики видно"!
Мешанина жанров -это тенденция комиксовости -где сочетание соплей,боевика,комедии,легкой латексной эротики,ужасов и тд ...
Если уж снимать про роботов то уж снимайте,как Алекс Пройас "Я,робот" или футуристический мир " Искусственный интеллект"Спилберга...Очередной проходной фильм ,где в рецензии не указана абсолютно игра актеров ,а значит,ее там и НЕТ! Спасибо за рецензию!
Ну и можно было без спойлеров... А так рецензия на троечку, пересказ фильма целиком и немножко своих рассуждений.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер