НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Рецензии
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Рецензия на фильм «Джокер»

    , 10

    В российский прокат вышел долгожданный фильм Тодда Филлипса с Хоакином Фениксом в образе душевнобольного клоуна. Кирилл Горячок рассказывает о том, как лента разрывает все шаблоны супергеройского кино, и объясняет, почему все-таки авторы не дотянули до шедевра. 

    Артур Флек (Хоакин Феникс) с детства мечтает стать комиком и смешить людей, прямо как его кумир телеведущий Мюррей Фрэнклин (Роберт Де Ниро). Но сейчас он живет с больной матерью в дешевой квартире в предместьях Готэма и подрабатывает клоуном по вызову. Кроме того, Артур страдает редким психическим заболеванием — когда он нервничает, его начинает распирать от смеха. Поэтому социальные контакты, и уж тем более личную жизнь, наладить ему нелегко. Однажды ночью внезапный хохот приводит Артура к конфликту с тремя подвыпившими парнями — богатыми сотрудниками компании Томаса Уэйна (Бретт Каллен), баллотирующегося в мэры Готэма. Стычка заканчивается кровопролитием, но Артур, кажется, впервые начинает чувствовать себя живым.

    «Джокер» Тодда ФиллипсаМальчишник в Вегасе») — однозначно этапный фильм в жанре кинокомикса. Картину наградили главным призом Венецианского кинофестиваля, а критики окрестили ее новым «Таксистом» и «Заводным апельсином» — Marvel такого и не снилось. «Джокер» ломает все каноны доброй супергероики, и со всей своей мрачностью, нигилизмом и болезненной жестокостью ставит самый неутешительный диагноз современности. И, пожалуй, среди адаптаций комиксов последних лет работу Филлипса можно назвать одной из самых оригинальных и запоминающихся. Но достоин ли фильм стоять в одном ряду со Скорсезе и Кубриком — большой вопрос.

    Вымышленный город Готэм стилизован под 1960-е годы и изображен режиссером Филлипсом максимально противоположно привычным супергеройским кинокомиксам. Здесь никто не обладает сверхспособностями, никто не натягивает на себя трико, люди просто живут и показано это максимально реалистично и даже обыденно. Однако реальность в «Джокере» все-таки условная, поскольку населяют его сплошь подонки, маргиналы и психбольные. По новостям постоянно сообщают о росте преступности, беспорядках и митингах, а баллотирующийся в мэры Томас Уэйн выглядит как образцовый лжец, богатый лицемер, рвущийся к власти. Посреди хаоса и безысходности на ТВ возникает веселая и позитивная передача седого комика Мюррея, который напоминает телезрителям, что нужно улыбаться и радоваться жизни. Это любимое шоу Артура — невротичного клоуна с нежной душой, тихонько ухаживающего за своей матерью в грязной квартире в трущобах Готэма.

    С виду Артур добродушный парень, который мечтает выступать на публике, рассказывать шутки, и быть как Мюррей — дарить улыбки зрителям. Но в мрачном мире Готэма, каждый встречный отвешивает клоуну пинка, плюет на него, издевается, а в лучшем случае просто избегает и шарахается. Бытие, как известно, определяет сознание — постепенно в комике пробуждаются ненависть и злоба, таблетки от депрессии перестают действовать, и вся накопившаяся в нем темнота начинает проявляться на окружающих.

    Хоакин Феникс создал настоящее чудовище. Его Джокер не имеет ничего общего с предыдущими версиями антигероя в исполнении Джека Николсона или Хита Леджера. Это униженный, больной и абсолютно отталкивающий персонаж. Как он танцует, говорит и раздражающе смеется, — каждая деталь грустного клоуна Артура сыграна Фениксом с необыкновенной органикой, выразительностью и энергией. Это огромная и сложная актерская работа, подобных которой в кино можно встретить нечасто. Режиссер Филлипс в какие-то моменты просто ставит перед Фениксом камеру, чтобы запечатлеть его импровизации, перемены и психические припадки — это поистине высший класс.

    Но сам Филлипс во многих отношениях не доработал. Смысл его «Джокера» умещается в одну строчку, но свою, по мнению режиссера, очень важную идею он повторяет снова и снова, на случай, если вы не поняли. Конечно, Джокер здесь символ времени, окутанного распрями, расовыми и социальными конфликтами, а Томас Уэйн уж слишком очевидно списан с Дональда Трампа. То, что люди по своей природе не так уж хороши, как и то, насколько сильно президент США бесит Филлипса, становится понятно с первых минут, и по части содержания происходящее на экране довольно быстро перестает вызывать эмоции. «Джокер» очень отстраняет зрителя от происходящего в том числе в моменты жестокости и насилия. Сопереживать на экране абсолютно некому, а уж беспокоиться за судьбу Артура тем более не хочется. Финал картины, с его явным упоением насилием и почти прямым призывом к беспорядкам и разрушению, вообще вызывает большие вопросы насчет того, что хотел сказать автор. Конечно, как оппозиция добродушной и бескровной киновселенной Marvel «Джокер» работает идеально — хочется верить, что DC в дальнейшем будут придерживаться той же мрачной стилистики. Но как серьезное кино, на которое хочет претендовать Филлипс, фильм далеко не так идеален и силен, как кричали на фестивалях, и уж точно не имеет ничего общего с «Таксистом» — это кино калибром пониже.

    Определенно, «Джокер» знаковое явление и смотреть его нужно. В то время как все кинокомиксы твердят о том, что каждый из нас может быть супергероем, приходит Тодд Филлипс и окунает всех в дерьмо реальной жизни: героев больше нет, а люди — мрази. Каким бы противоречивым ни был нигилисткий посыл фильма, за одну только смелость и радикальность авторам нужно выразить почтение. Переоценен ли «Джокер»? Пожалуй. Фильм не был бы и на половину так хорош и убедителен без Хоакина Феникса, которому киноакадемия давно задолжала «Оскар». Но его значение на последующие кинокомиксы переоценить трудно: если раньше супергеройские фильмы мерили по трилогии Нолана, то теперь его место займет «Джокер».

    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    Режиссер «Формы воды» назвал новую гангстерскую сагу с участием Роберта Де Ниро, Аль Пачино и Джо Пеши настоящим шедевром.

    На Венецианском кинофестивале состоялась премьера самого ожидаемого кинокомикса этой осени. Первые зрители выразили свои эмоции после просмотра и уже называют картину Тодда Филлипса шокирующим шедевром.

    В свежем интервью актер рассказал о своих чувствах по поводу ожидаемого кинокомикса Тодда Филлипса.

    КОММЕНТАРИИ 10
    Только что с просмотра.
    Мне, как фанату Джокера в исполнении Леджера, трудно беспристрастно отзываться о фильме Тодда Филиппса, но, как мне кажется это, однозначно, переоцененный фильм.
    Мне было бы очень интересно увидеть становление Джокера Нолана, я не раз размышлял кто он и кем был до событий Тёмного Рыцаря.
    Глядя на Джокера Феникса, даже представить невозможно, что он может что-то противопоставить Бэтмэну в будущем.
    Здесь он изображён не "носителем хаоса", а "лопнувшим терпением" низшего класса общества. В общем, для меня - это фильм для галочки.
    А Тёмный рыцарь смотрел раз 20, если не больше. Столько же ещё посмотрю.
    Если не больше.
    На самом деле тоже смешанные чувства. Фильм безусловно сильный, но Джокер Леджера, как и вообще фильм Нолана - как-то интереснее, насыщеннее, умнее. Мне интерпретация Феникса однозначно не близка
    Так это смотря какому Бэтмену. Если темному рыцарю Нолана, то против него, конечно, этот Джокер долго не продержится. Но Бэтмена довольно часто показывают как аналогичного Джокеру психа. И вот тут было бы интереснее.
    фильм года однозначно шедевр!!!
    По трейлерам и не скажешь, что фильм хитовый
    «Джокер» - хорошее кино. Хоакин Феникс хорошо справился с весьма непростой задачей и создал собственный образ сумасшедшего клоуна. Фильм умело срежиссирован, у него отличная упадническая атмосфера и, что важно лично для меня, это полностью самодостаточный фильм, который отлично существует сам по себе и которому не нужны сиквелы, приквелы и всякие расширенные вселенные. А это именно то, чего мне особенно не хватает в современном кинематографе — картины, создатели которых просто рассказывают интересную историю, не откладывая ничего на потом.
    Думаю довольно глупо сравнивать Джокера в исполнении Леджера и Джокера Феникса. Как никак это совершенно разные Джокеры. Вселенные разные, условности одинаковые, но вселенные все равно разные. Нолановыский Джокер хоть и живет в "релизме" но он живет в мире Бетмена, а там хочешь не хочешь нужно быть сильным, дабы было что противопоставить. Джокер Филипса живет в реальном мире, он скатившийся с катушек человек без сверх-злодейских амбиций. В мире Филипса нет супергероев, в нем есть Джокер и есть Брюс Уэйн.
    Фигасе. Вот вообще не увидел ничего общего у Уэйна и Трампа. Если пытаться проводить параллели тогда уж Макрон ближе. Да, даже Хиллари больше похожа на киношного Уэйна чем Трамп.
    Как же надоели люди кричащие, что фильм оправдывает насилие. Да нефига он не оправдывает, он показывает, как, изначально, хорошие люди становятся психами, из за ужасного общества, в котором приходится существовать. Насилие порождает насилие, а не оправдывает его. Жестокое общество обречено на хаос, что мы и видим в конце. Какой идиот захочет жить в хаосе под страхом ежеминутной смерти?
    Переоценённый фильм про психа, которого поддержало загнанное в угол общество Готэма.
    Фильм переоценён, потому что претендует на реальность, являясь частью Вселенной комиксов DC. Хоакин Феникс реализовал спятившего бедолагу из низов, вызывающего исключительно сочувствие, а не харизматичного лидера. В реальности этого персонажа общество в первую очередь осудило бы и его посадили бы на электрический стул.
    У авторов получилась некая каррикатура на "Реквием по мечте". Как говорится "Джокер" хорошая карта да играть с нею тяжело

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.