НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Пятому эпизоду «Звездных войн» — 40 лет: «Империя наносит ответный удар» в 10 фактах

Kinomania.ru , 25 мая 2020, 01:43:00

Четыре десятилетия назад на экраны Америки вышел пятый эпизод «Звездных войн» — по мнению критиков и фанатов, лучший в саге. В честь юбилея вспоминаем, как снимался второй акт грандиозной космической оперы Джорджа Лукаса.

1.

За три недели до выхода «Эпизода V» в широкий прокат Джордж Лукас решил изменить финал фильма. При этом «Империя...» уже вовсю шла в ряде кинотеатров — примерно на сотне экранов. В начале мая 1980 года Лукас позвонил директору Industrial Light & Magic Тому Смиту и сообщил, что ему необходимо изменить финал фильма: в той версии картины, которая уже демонстрировалась в ограниченном прокате, было непонятно, что четверо беглецов из Облачного Города — Люк, Лея, Чубакка и Ландо Калриссиан — впоследствии разделились. Лукас хотел четко продемонстрировать зрителю, что на «Тысячелетнем соколе» остались лишь Чуи и Ландо (они отправились на Татуин), а Люк и Лея перебрались на медицинский фрегат, где для Скауйокера изготовили протез руки. В результате всех подняли на уши, но сцену, из которой ясно, кто на каком корабле, все же добавили. Создателя «Звездных войн» можно понять: он и без того переживал, что пятый эпизод, будучи промежуточным (по мнению Лукаса, у фильма не было ни внятного начала, ни жирной точки в конце), не станет для зрителя таким же привлекательным, как «Новая надежда» три года назад.

2.

Во втором фильме саги Лукас с самого начала смог указать в начальных титрах и номер эпизода («V»), и его название («Империя наносит ответный удар»). В 1977-м у него такой возможности не было. Руководство Fox не было уверено в успехе фильма и считало, что, когда публика увидит на афише и в титрах название «Звездные войны: Эпизод IV — Новая надежда», это ее дезориентирует: люди подумают, что нет смысла смотреть четвертый фильм серии, если не видели трех предыдущих. Номер эпизода и название первых «Звездных войн» вклеили в титры позже, когда фильм уже стал хитом.

3.

Перед началом съемок Марк Хэмилл угодил в аварию. К счастью, обошлось без серьезных травм, но выглядел актер довольно помятым. Лукас обыграл это в начале фильма, придумав сцену, где на Люка нападает снежное чудовище вампа, так что следы ссадин и ушибов на лице Хэмилла пришлись кстати. Кроме того, побывавший в переделке Люк стал выглядеть взрослее, что тоже вполне вписывалось в историю: между «Новой надеждой» и «Империей...» прошло какое-то время, которое Скайуокер провел в рядах повстанцев, сражаясь с силами Империи и мужая.

4.

Лукас вспоминал, что ему пришлось придумать Йоду потому, что в «Новой надежде» он принял решение убить Оби-Вана Кеноби (точнее говоря, в четвертом эпизоде был важен момент добровольного перехода Бена к Силе). Таким образом, Люку понадобился новый наставник, и так появился на свет Йода — старейший и мудрейший из джедаев. С одной стороны, маленький забавный герой был комическим перевертышем стереотипного супергероя — самого могущественного и мудрого воина. С другой стороны, Лукас представил Йоду как типичного ключевого персонажа множества сказок — некоего мелкого мистического существа, которое становится помощником героя.

5.

Лукас предоставил режиссеру «Империи...» Ирвину Кершнеру абсолютную творческую свободу. Большая часть картины снималась в Англии, и создатель «Звездных войн» прилетал из Америки на съемки всего лишь два раза. Один из этих двух визитов был связан с Йодой. Лукас был лично знаком с гениальным кукольником Джимом Хэнсоном и предложил ему изготовить и «сыграть» Йоду. Хэнсон, занятый работой над другой картиной, вынужден был отказаться, но предложил вместо себя Фрэнка Оза. Для Лукаса и Кершнера Оз оказался настоящей находкой — они были настолько восхищены его работой (и управлением куклой, и озвучкой), что пытались номинировать Фрэнка на «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль второго плана», но в Академии им сказали, что у кукловода нет шансов попасть в число номинантов. Лукас до сих пор считает это чудовищной несправедливостью.

6.

Перед сценой первого поцелуя Хана Соло и Леи Кэрри Фишер, по ее собственному признанию, дико волновалась. Во-первых, для 23-летней актрисы это был первый экранный поцелуй в карьере (поцелуи с Хэмиллом в «Новой надежде», само собой, не в счет). Во-вторых, ей было известно, что Харрисон Форд терпеть не может целоваться на съемочной площадке: «Я слышала, что однажды он шутки ради вышел к партнерше на сцену поцелуя, набив рот устрицами». В случае с Кэрри, однако, обошлось без устриц — Форд был предельно галантен.

7.

Еще один романтический эпизод с участием Форда и Фишер потребовал корректировки сценария. В эпизоде прощания с Ханом (его вот-вот должны заморозить в карбоните по приказу Дарта Вейдера) Лея признается ему в любви. В ответ на ее «Я люблю тебя!» Хан говорит: «Я знаю». Изначально ответ был другим: «Помни об этом, потому что я вернусь». Эту реплику пришлось забраковать, потому что сам Харрисон Форд не был уверен в своем возвращении в третий фильм. В отличие от Хэмилла и Фишер, которые подписались на три фильма сразу, Форд заключал отдельные контракты на каждый эпизод. Новую реплику Хана в ответ на признание Леи придумывали всей съемочной группой — у каждого был свой вариант. Клише «Я тоже тебя люблю» отмели сразу, поскольку оно не устроило Лукаса и Кершнера из-за банальности. Вариант «Я знаю» предложил Форд (и заранее обсудил его с Кершнером — причем без участия Фишер, за что она впоследствии отчитала режиссера и партнера), и в итоге именно он вошел в фильм.

8.

У самой знаменитой реплики фильма — «Люк, я твой отец» (кстати, на самом деле в фильме Дарт Вейдер говорит: «Нет, я твой отец») — еще более закрученная история. На съемочной площадке Дэвид Праус говорит: «Мы будем действовать сообща», продолжая уговаривать Люка перейти на темную сторону Силы — актеру выдали копию сценария именно с такой фразой. До стадии озвучания никто, кроме Лукаса, Кершнера и Хэмилла, не подозревал, что в сцене поединка Люка и Дарта Вейдера закодирован ключевой сюжетный твист всей саги. А Праус, услышав реплику своего персонажа, произнесенную уже голосом Джеймса Эрла Джонса, даже предъявил претензию Кершнеру: «Почему ты меня не предупредил? Я бы сыграл сцену по-другому!»

9.

Степень доверия, которое оказал Кершнеру Лукас, хорошо иллюстрирует тот факт, что на премьеру фильма в лондонский театр «Одеон», где должны были присутствовать члены королевской семьи, режиссер отправился в гордом одиночестве. Кершнер вспоминает, что за неделю до премьеры ему позвонил Лукас и сообщил, что нужно готовиться к лондонской премьере: «"Отлично, когда летим?" — спросил я. "Ты летишь один, это твой фильм", — ответил Джордж». Еще больше Кершнер удивился, что $18 миллионов, которые он потратил на постановку в условиях полной творческой свободы, были не студийными, а собственными деньгами Лукаса. Для создателя «Звездных войн» было важно таким образом подчеркнуть свою независимость от решений руководства Fox.

10.

В премьерный уикенд в ограниченном прокате (на 70-миллиметровой пленке и с недоработанным финалом) «Империя...» собрала $4,9 млн, а после выхода в широкий прокат и повторных выпусков с добавленными спецэффектами мировые сборы составили без малого $548 миллионов. Сразу после премьеры далеко не все критики были довольны фильмом, но выход «Возвращения джедая» довершил общую картину и показал, как на самом деле виртуозно продуман и срежиссирован пятый, промежуточный, эпизод «Звездных войн». «Империя...» до сих пор считается лучшей главой саги (на Rotten Tomatoes у нее 94% положительных рецензий — рекорд для всех фильмов вселенной «ЗВ») и одним из лучших сиквелов всех времен. Режиссер «Стражей Галактики» Джеймс Ганн не даст соврать!






ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Два десятилетия назад в американский прокат вышел «Гладиатор» — фильм, возродивший жанр пеплума, завоевавший 5 «Оскаров» (включая главный) и сделавший суперзвездой Рассела Кроу. Вспоминаем выдающуюся картину Ридли Скотта — в цифрах и фактах.

В числе фильмов-продолжений, превзошедших первые части, фигурирует и «Бегущий по лезвию 2049».

К юбилею классического хоррора, который также на этой неделе выпущен в российский прокат, Киномания разбирается в отсылках, референсах и оммажах внутри «Чужого». 

КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер