Южная готика
Уолтон Гоггинс-младший родился в 1971 году в Бирмингеме, штат Алабама, и вырос на ферме, построенной в XIX веке, в небольшом городке в штате Джорджия. Мама не особо следила за ним в детстве. Тогда же он лишился передних зубов, причем два раза подряд (играя в бейсбол и прыгнув в пустой бассейн), и заинтересовался актерским мастерством. Карьера в кино началась у него в 90-х, но в ранних фильмах типа «Американских горок» или «Ворона 3» его не так уж легко запомнить. То, за что его успели полюбить, сочетание наглости и уязвимости, мастерское умение сыграть обиду коротким взглядом или опущенными уголками губ, зритель увидит только лет 10 спустя.
Американский Юг всегда был в сердце Уолтона, и после дебютной роли в телефильме «Убийство в Миссиссипи» i про расправу над защитниками гражданских прав и борьбу с Ку-Клукс-Кланом, он нашел единомышленника в лице Рэя Маккиннона. Вместе актеры организовали продюсерскую компанию Ginny Mule Pictures и выпустили несколько картин. В трех из них Маккиннон выступил в качестве режиссера, а действие всех происходит в южных штатах, Джорджии и Арканзасе.
Получасовая комедия «Бухгалтер» (2001), где герой Маккинона, залпом выпивающий бутылку пива, пытается помочь фермеру Томми (тогда еще Уолт Гоггинс) сохранить ферму и дать отпор заговору корпораций, получила премию «Оскар». В открывающей короткометражку сцене Томми пародирует умственно отсталого героя «Отточенного лезвия» (1995), режиссерского дебюта Билли Боба Торнтона, еще одного южанина и хорошего друга Гоггинса. Торнтон вернул должок, пригласив его на эпизодическую роль в своей дурашливой режиссерской работе «Папаша и другие» (2001). Шумное реднек-семейство собирается вместе из-за суда над одним из родственников – в суд подал как раз герой Гоггинса, получивший травму черепа.
Торнтону же досталась главная роль в неспешной проникновенной драме Ginny Mule Pictures «Кристал» (2004) про боль и искупление, а его супругу сыграла жена Маккиннона, Лиза Блаунт, награжденная призом на фестивале в Стокгольме. Сам режиссер и Гоггинс появляются в ролях плохих парней-наркоторговцев. Следующий фильм Маккиннона «Рэнди и толпа» (2007) i– легкая криминальная комедия с камео Берта Рейнолдса и призом зрительских симпатий фестиваля в Нэшвилле, где Гоггинс изображает колоритного гангстера.

Но лучшую картину компании Ginny Mule Pictures снял не Маккиннон, а Скотт Тимс, будущий режиссер минисериала «Наемник Куорри». В центре сюжета драмы «Это вечернее солнце» (2009) — история старика Эбнера Мичама, сбежавшего из дома престарелых и приехавшего на свою ферму, чтобы обнаружить там новых жильцов. Реднек-отец семейства (Маккиннон) пытается прогнать владельца — ведь он вполне законно заключил договор аренды с его сыном (Гоггинс). Но Эбнер заселяется в сарай напротив дома и не намерен покидать свои владения. Медленная южная драма по рассказу Уильяма Грэя хороша в первую очередь 84-летним Хэлом Холбруком в главной роли и динамикой его взаимоотношений с сыном, и Уолтон тут прекрасно транслирует давнюю обиду на отцовское упрямство («ты всегда портил жизнь мне и маме!»).
В таком фильме легко представить Клинта Иствуда, причем и в режиссерском кресле, и перед камерой. Однако Тимс не идет по самому легкому пути благостности в духе позднего Иствуда, примиряя всех со всеми, а ставит закономерную и реалистичную точку. Картину оценили и критики, и зрители (призы зрительских симпатий на фестивалях в Нэшвилле и SXSW в Остине). На этом работа компании закончилась, но южная тема в карьере Гоггинса никуда не делась.
Телевидение
Как только в пилотной серии «Правосудия» (2010-2015) появляется расист и грабитель банков Бойд Кроудер, друг детства и главный враг маршала Рэйлена Гивенса из округа Харлан в Кентукки, сразу становится ясно, кто мгновенно приковывает к себе внимание. Для Гоггинса это была просто работа на один раз. По изначальному сценарию Кроудера должны были убить, а маршал бы ловил уже других нарушителей закона. Более серьезные надежды Уолтон питал по поводу «Хищников» (2010) Нимрода Антала, триквела франшизы про инопланетного охотника на людей, где компанию ему составили актеры разной весовой категории, Эдриан Броуди, Дэнни Трехо и Олег Тактаров. В «Правосудии» же, по мнению Гоггинса, он изображал жителя южного штата как стереотипного реднека-негодяя, а этого ему всячески хотелось избежать.
Однако сценарист сериала Грэм Йост по реакции зрителей понял, что избавляться от него нельзя ни в коем случае. В итоге Бойд остался на все шесть сезонов, а Гоггинс получил за роль заслуженную премию «Эмми». Его герой — не шаблонный законченный преступник. Он всё время находится в динамике и даже пытается начать новую жизнь, но под грузом обстоятельств возвращается к тому, что у него получается лучше всего. Именно в этом умении изображать моральную амбивалентность и кроется секрет таланта актера.
Его он уже успел проявить на телевидении в сериале «Щит» (2002-2008) в образе плохого копа. Шейн Вендрелл — коррумпированный детектив в команде таких же коллег, готовый на всё ради семьи, в том числе на убийство коллеги. Но ему невозможно не сопереживать, а финал его сюжетной линии бьет наотмашь.
Сам Гоггинс говорил, что кабельное телевидение стало его спасением — иначе он бы никогда не получил роли таких колоритных и аутентичных персонажей, которыми славилось кино 70-х, фильмы с его любимыми Эдом Харрисом, Робертом Дюваллом и Томми Ли Джонсом. Это доказывает и эксцентричный транс-образ в «Сынах анархии» (2012-2014), и черная комедия «Завучи» (2016-2017), где его франтоватый манипулятор грызется за должность, и безносый мутант и охотник за головами в недавней экранизации компьютерной игры «Fallout» (2024). Скорее всего, докажет и свежевышедший третий сезон «Белого лотоса» с ним в главной роли. Его сериальная карьера удалась, как и жизнь. Гоггинс любит путешествовать и фотографировать, занимается дайвингом и счастлив в браке со второй женой, режиссером Надей Коннерс (первая жена покончила с собой в 2004 году) и сыном Огустусом. С работой в кино ему везет чуть меньше.
Кино
«Меня всегда приглашали в кино с черного хода. Мне это давалось нелегко», — говорит Гоггинс, и тут с ним трудно поспорить. В его кинопортфолио есть появления в блокбастерах («Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти», «G.I. Joe: Бросок кобры 2», «Человек-муравей и оса») и культовых картинах («Дом 1000 трупов», «Джанго освобожденный», «Ковбои против пришельцев»), но это обычно роли из серии «зазевался и пропустил». А инди-драмы и криминальные триллеры, в которых ему довелось сыграть, оставляют желать лучшего.
Яркий пример — анемичная притча «Мохаве» (2015), снятая Уильямом Монахэном, сценаристом Мартина Скорсезе и Ридли Скотта. Вариация на тему «Попутчика» о том, как безумный бродяга (Оскар Айзек) охотится на случайно повстречавшегося голливудского сценариста (Гаррет Хедлунд), расползается по швам и совершенно не заботится о саспенсе. Герой Гоггинса появляется там пару раз без особых причин, в качестве конфидента главного героя.
Чуть чаще он мелькает в драме про очередного «плохого лейтенанта» «Офицер ранен» (2012) в роли наживки, на которую клюет главный герой в исполнении Стивена Дорффа. Брайан А. Миллер, режиссер поделок с уже мало что соображавшим Брюсом Уиллисом, дал Гоггинсу немного порисовать на салфетках в стрип-клубе, чтобы вскоре его убить.
Из более ярких и запоминающихся образов можно назвать шизофреника, считающего себя сыном Божьим в «Состоянии рассудка»i. Компанию ему составили Питер Динклэйдж и Брэдли Уитфорд, а прогрессивного врача, выступающего против закоснелого способа лечения электрошоком, сыграл Ричард Гир. У героя Гоггинса есть проблемы в общении с мамой и, как следствие, с женским полом вообще, и его герой — самая интересное, что есть в этой предсказуемой медицинской ретро-драме в духе «Пролетая над гнездом кукушки».
Запоминается и его шериф в «Омерзительной восьмерке», и безумная машина смерти, «универсальный солдат» в «Ультраамериканцах», и киллер, пытающийся убить героя Мэла Гибсона в фэнтезийной «Охоте на Санту»i, и злодей Фогель в приключенческом экшене «Tomb Raider: Лара Крофт». Однако складывается ощущение, что по-настоящему важная роль, не уступающая его сериальным работам, у него еще впереди. Остается только надеяться на лучшее. А тем, кто сомневается, что для этого есть все предпосылки, лучше познакомиться с Бойдом.