Айова, 1928 год. Отец Джозеф Штайгер (Дэн Стивенс) — священник в небольшой церкви, к которому привозят Анну Шмидт (Эбигейл Ф. Коуэн), молодую женщину, давно страдающую необъяснимыми приступами агрессии. Врачи бессильны что-либо сделать, и у отчаявшейся Анны остается лишь один способ избавить себя от загадочного недуга: экзорцизм. Проводить сложный и болезненный ритуал будет опытный священник Теофил Райсингер (Аль Пачино), а Штайгеру предстоит вести стенографические записи. Поначалу Джозеф скептически относится к самой идее изгнания дьявола, подозревая у Анны серьезную душевную болезнь. Но с первого же сеанса молодой священник понимает, что обряд будет тяжелым испытанием не только для одержимой женщины, но и для его собственной веры.
Фильмы об экзорцизме — категория в хоррорах столь же многочисленная, сколь и однообразная. С тех пор как «Изгоняющий дьявола» задал каноны, здесь не так уж часто появляются знаковые работы: в 2000-х таковой можно считать «Шесть демонов Эмили Роуз», в 2010-х Джеймс Ван обновил стиль жанра в «Заклятии», а недавно свежий взгляд был продемонстрирован в «Полночи с дьяволом». «Ритуал» нигде и никак не претендует на статус новой классики, но блеклой поделкой назвать его нельзя. Это вполне добротный — хотя абсолютно вторичный по концепции — хоррор об экзорцизме, где пугающие мистические обряды перемежаются с драмой кризиса веры.
Главное достоинство фильма заключено в четко выдержанном настроении. Дэвид Миделл умело поддерживает серьезную и тревожную атмосферу с первых же сцен, сохраняя её все полтора часа. Приглушенная цветовая палитра (в кадре вовсе нет ярких оттенков и насыщенных цветов), ненавязчивая музыка и уверенные актерские работы дополняют режиссерский арсенал. Но, кроме всего этого, Миддел грамотно нагнетает саспенс, сочетая хоррор-компонент с психологической драмой.
Сценарий строится вокруг серии из семи экзорцистских обрядов, проводимых над Анной, по мере которых ее состояние ухудшается, а окружающие монахини и двое главных героев все чаще конфликтуют из-за нарастающих рисков как для жертвы одержимости, так и для всех, кто находится рядом с нею. С каждым новым обрядом отец Штайгер колеблется всё больше, и сомнения одолевают его всё чаще, однако отец Райсинегр неумолим. Мидддел неплохо использует нарастающее напряжение между двумя церковниками, очерчивая не только традиционный для ХХ столетия конфликт «психологического» и «теологического» объяснений одержимости, но и плавно усиливая драматические акценты в мистическом хорроре. Кроме того, этот конфликт позволяет поддерживать дополнительную динамику в сюжете, то и дело повышая ставки в борьбе за душу Анны, ставшей невольным проводником сверхъестественного зла.
При этом, несмотря на обилие мистики, саспенс Миддел генерирует по большей части с помощью давно обкатанных в жанре минималистичных приемов. «Ритуал» изобилует мимолетными видениями и зловещими темными силуэтами в ночи, но эпицентром напряжения становятся ритуалы экзорцизма. Эскалация движется по привычной, но работающей траектории, от первых странностей (которые вполне можно списать на проблемы с психикой) до абсолютно необъяснимых явлений в конце цикла обрядов, когда Анна зависает на стене и изрыгает проклятья с горящим злобой взором. На гнетущую атмосферу работает и то обстоятельство, что практически всегда (за одним кратким исключением) спецэффекты сделаны «физически», без масштабного применения «цифры». Одна из лучших сцен запоминается именно за счет обманчивой простоты: сестра Роза (Эшли Грин) вглядывается в зеркало — и черты ее лица вдруг ломаются на части, превращаясь в зловещий оскал. В общем, репертуар у Миддела стандартный, но использует его он со знанием дела, так что скучать не приходится.
Саспенс в «Ритуале» подкрепляется предсказуемой, но правдоподобной драмой. Тут основная нагрузка лежит на плечах Дэна Стивенса, и он с нею справляется достойно. Если для бывалого бойца с нечистью Райсингера случай Анны — возможность закончить давно прерванное дело, то у Штайгера столкновение с одержимой женщиной вызывает глубоко запрятанное чувство горя, связанное с потерей близкого человека. В этом смысле «Ритуал» четко сохраняет классический в экзорцистских хоррорах месседж о том, что борьба с одержимостью — не просто шанс спасти отдельно взятую жертву, но фундаментально значимый опыт для всех, кто участвует в этой схватке, способ подкрепить свою веру решимостью защитить души тех, кто попал под власть злых сил.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
Зарубежные критики разгромили фильм, да и зрители тоже отнеслись к нему без энтузиазма. Холодный прием понять можно: «Ритуал» не привносит в жанр каких-то свежих идей и не задает новый образец стиля. Столь единодушное отторжение скорее отражает завышенные ожидания, нежели говорит о творческом провале. Недостаток оригинальности Миддел восполняет сноровкой и акцентом на драме, который работает благодаря актерским талантам Стивена и Пачино. Это, иными словами, крепко сделанный, пусть и не хватающий звезд с неба, экзорцистский хоррор, где вам известны все ходы и темы, но использует их режиссер достаточно умело, чтобы удерживать внимание от начала до конца фильма.