Испытания веры, дьявольские сомнения и одержимость Иудой в хорроре «Ритуал»

В прокат выходит основанный на реальных событиях фильм об одном из самых длительных обрядов экзорцизма в американской истории. KNMN рассказывает, как Аль Пачино и Дэн Стивенс c Божьей помощью укрощают сатанинские силы

Айова, 1928 год. Отец Джозеф Штайгер (Дэн Стивенс) — священник в небольшой церкви, к которому привозят Анну Шмидт (Эбигейл Ф. Коуэн), молодую женщину, давно страдающую необъяснимыми приступами агрессии. Врачи бессильны что-либо сделать, и у отчаявшейся Анны остается лишь один способ избавить себя от загадочного недуга: экзорцизм. Проводить сложный и болезненный ритуал будет опытный священник Теофил Райсингер (Аль Пачино), а Штайгеру предстоит вести стенографические записи. Поначалу Джозеф скептически относится к самой идее изгнания дьявола, подозревая у Анны серьезную душевную болезнь. Но с первого же сеанса молодой священник понимает, что обряд будет тяжелым испытанием не только для одержимой женщины, но и для его собственной веры.


Фильмы об экзорцизме — категория в хоррорах столь же многочисленная, сколь и однообразная. С тех пор как «Изгоняющий дьявола» задал каноны, здесь не так уж часто появляются знаковые работы: в 2000-х таковой можно считать «Шесть демонов Эмили Роуз», в 2010-х Джеймс Ван обновил стиль жанра в «Заклятии», а недавно свежий взгляд был продемонстрирован в «Полночи с дьяволом». «Ритуал» нигде и никак не претендует на статус новой классики, но блеклой поделкой назвать его нельзя. Это вполне добротный — хотя абсолютно вторичный по концепции — хоррор об экзорцизме, где пугающие мистические обряды перемежаются с драмой кризиса веры. 

Режиссёр Дэвид Миддел ранее снял  нервную драму «Убийство Кеннета Чемберлена», которую тоже можно считать хоррором, только социальным

Режиссёр Дэвид Миддел ранее снял нервную драму «Убийство Кеннета Чемберлена», которую тоже можно считать хоррором, только социальным

Главное достоинство фильма заключено в четко выдержанном настроении. Дэвид Миделл умело поддерживает серьезную и тревожную атмосферу с первых же сцен, сохраняя её все полтора часа. Приглушенная цветовая палитра (в кадре вовсе нет ярких оттенков и насыщенных цветов), ненавязчивая музыка и уверенные актерские работы дополняют режиссерский арсенал. Но, кроме всего этого, Миддел грамотно нагнетает саспенс, сочетая хоррор-компонент с психологической драмой.


Сценарий строится вокруг серии из семи экзорцистских обрядов, проводимых над Анной, по мере которых ее состояние ухудшается, а окружающие монахини и двое главных героев все чаще конфликтуют из-за нарастающих рисков как для жертвы одержимости, так и для всех, кто находится рядом с нею. С каждым новым обрядом отец Штайгер колеблется всё больше, и сомнения одолевают его всё чаще, однако отец Райсинегр неумолим. Мидддел неплохо использует нарастающее напряжение между двумя церковниками, очерчивая не только традиционный для ХХ столетия конфликт «психологического» и «теологического» объяснений одержимости, но и плавно усиливая драматические акценты в мистическом хорроре. Кроме того, этот конфликт позволяет поддерживать дополнительную динамику в сюжете, то и дело повышая ставки в борьбе за душу Анны, ставшей невольным проводником сверхъестественного зла.

Эбигейл Ф. Коуэн, играющую одержимую бесами Анну, в этом же году снялась  в сюрреалистическом триллере «Афера по-итальянски»

Эбигейл Ф. Коуэн, играющую одержимую бесами Анну, в этом же году снялась в сюрреалистическом триллере «Афера по-итальянски»

При этом, несмотря на обилие мистики, саспенс Миддел генерирует по большей части с помощью давно обкатанных в жанре минималистичных приемов. «Ритуал» изобилует мимолетными видениями и зловещими темными силуэтами в ночи, но эпицентром напряжения становятся ритуалы экзорцизма. Эскалация движется по привычной, но работающей траектории, от первых странностей (которые вполне можно списать на проблемы с психикой) до абсолютно необъяснимых явлений в конце цикла обрядов, когда Анна зависает на стене и изрыгает проклятья с горящим злобой взором. На гнетущую атмосферу работает и то обстоятельство, что практически всегда (за одним кратким исключением) спецэффекты сделаны «физически», без масштабного применения «цифры». Одна из лучших сцен запоминается именно за счет обманчивой простоты: сестра Роза (Эшли Грин) вглядывается в зеркало — и черты ее лица вдруг ломаются на части, превращаясь в зловещий оскал. В общем, репертуар у Миддела стандартный, но использует его он со знанием дела, так что скучать не приходится.


Саспенс в «Ритуале» подкрепляется предсказуемой, но правдоподобной драмой. Тут основная нагрузка лежит на плечах Дэна Стивенса, и он с нею справляется достойно. Если для бывалого бойца с нечистью Райсингера случай Анны — возможность закончить давно прерванное дело, то у Штайгера столкновение с одержимой женщиной вызывает глубоко запрятанное чувство горя, связанное с потерей близкого человека. В этом смысле «Ритуал» четко сохраняет классический в экзорцистских хоррорах месседж о том, что борьба с одержимостью — не просто шанс спасти отдельно взятую жертву, но фундаментально значимый опыт для всех, кто участвует в этой схватке, способ подкрепить свою веру решимостью защитить души тех, кто попал под власть злых сил.

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

Зарубежные критики разгромили фильм, да и зрители тоже отнеслись к нему без энтузиазма. Холодный прием понять можно: «Ритуал» не привносит в жанр каких-то свежих идей и не задает новый образец стиля. Столь единодушное отторжение скорее отражает завышенные ожидания, нежели говорит о творческом провале. Недостаток оригинальности Миддел восполняет сноровкой и акцентом на драме, который работает благодаря актерским талантам Стивена и Пачино. Это, иными словами, крепко сделанный, пусть и не хватающий звезд с неба, экзорцистский хоррор, где вам известны все ходы и темы, но использует их режиссер достаточно умело, чтобы удерживать внимание от начала до конца фильма.  

Поделиться