Канны-2005: Педиатрическое отделение, обширная усадьба и кафкианские коридоры

На Каннском кинофестивале стартовали показы участников основного конкурса и параллельных программ. KNMN рассказывает о фильмах и местах, куда их действие переносит зрителей
Канны-2005: Педиатрическое отделение, обширная усадьба и кафкианские коридоры

На второй день Каннского смотра традиционно открылись параллельные секции. Цикл Недели критики начался с «Во имя Адама» — социальной драмы бельгийской постановщицы Лауры Вандель, чей «Невидимый мир» получил в 2021 году приз ФИПРЕССИ. Сюжет разворачивается вокруг двух героинь — принципиальной матери-одиночки Ребекки (Анамария Вартоломеи из «События») и медсестры педиатрии Люси (Леа Дрюкер). Ребекка отказывается кормить четырёхлетнего сына Адама по диете, которую ей рекомендуют врачи, отчего мальчик совсем не растёт и постоянно что-то себе ломает. Делом семьи активно интересуются соцработники, и Люси всеми силами пытается образумить мать и помочь ей сохранить не только родительские права, но и жизнь мальчика.

Люк Дарденн работал над сценарием «Во имя Адама» в качестве консультанта, а репутация продюсерской компании братьев Дарденн помогла с финансированием картины
Люк Дарденн работал над сценарием «Во имя Адама» в качестве консультанта, а репутация продюсерской компании братьев Дарденн помогла с финансированием картины

При таком удачном подспорье для нарочитого продвижения повестки (положение одиноких матерей, обеспечение базовых и качественных медицинских услуг для мигрантов, ответственность врачей) Вандель ловко и чутко лавирует между линиями главных героинь, не превращая их в собирательные кейсы для обличения системы. Напротив — постепенно раскрываются отношения Люси с её дочерью и её родительский путь, постепенно же проясняется и мотивация Ребекки, причины её нежелания доверять врачам и отчаяния, с которым она защищает своего мальчика. Оценок своим персонажам Вандель не даёт, оставляя за зрителем право самому решить, разумны ли опасения Ребекки.

Сеири связалась с ивуарийской художницей и активисткой Летицией Ки в Instagram (социальная сеть запрещена в РФ), где у неё полмиллиона подписчиков, прочитав о ней во французском издании журнала Elle
Сеири связалась с ивуарийской художницей и активисткой Летицией Ки в Instagram (социальная сеть запрещена в РФ), где у неё полмиллиона подписчиков, прочитав о ней во французском издании журнала Elle

Секция «Особый взгляд», куда попадают дебютные или же редко вторые полные метры в карьерах режиссеров, открылась драмой Эриг Сеири «Обещанное небо». По сюжету в дом к трём героиням, не совсем легально живущим в Тунисе — пасторке, студентке и беззаботной тусовщице, — попадает четырёхлетняя девочка, спасшаяся с затонувшего судна с мигрантами. Пока троица пытается решить, что делать с ребенком, и справляется с житейскими трудностями, уровень полицейского произвола по отношению к нелегалам растёт, что к финалу скажется на жизни каждого персонажа.

 

По динамике лента напоминает недавних «Девушек на балконе» Ноэми Мерлан: три очень разные подруги живут себе не тужат в непростые времена, и чем дальше движется сюжет, тем более жёсткими становятся обстоятельства вокруг. Помимо того, что «Обещанное небо» универсально, но метко говорит о проблемах, с которыми сталкиваются мигранты не только в Тунисе, это ещё и не столь яркое, но доходчивое феминистское высказывание, донести которое во многом помогают харизматичные исполнительницы главных ролей.

Картина «Звук падения» изначально называлась «Доктор говорит, что я поправлюсь, но я чувствую себя печально» — и глава Каннского фестиваля Тьерри Фремо признался, что был без ума от него
Картина «Звук падения» изначально называлась «Доктор говорит, что я поправлюсь, но я чувствую себя печально» — и глава Каннского фестиваля Тьерри Фремо признался, что был без ума от него

Конкурсные показы стартовали со «Звука падения» немки Маши Шилински — масштабной летописи XX века, рассказанной с точки зрения четырёх девочек-подростков. Фильм, растянувшийся на два с половиной часа, собран в нехронологическом порядке и объединяет героинь местом действия — фермой на севере Саксонии. Каждая героиня переживает похожие события: первый сексуальный опыт, гибель важного для неё человека и завязанный на ощущении одиночества депрессивный эпизод.

 

Поначалу разобраться в массиве перемежающихся сцен и переходов между ними сложно, однако впоследствии картина превращается в стройную конструкцию, по которой можно получить представление не только о женском опыте, но и о подвешенном состоянии, в котором человек оказался в прошлом веке. Передать это помогают саунд-дизайн, а также операторская работа: на ум приходят Андрей Тарковский и явно цитируемый Михаэль Ханеке.

Фильм «Два прокурора» снимался в рижской тюрьме, построенной в 1905 году
Фильм «Два прокурора» снимался в рижской тюрьме, построенной в 1905 году

Ещё одной конкурсной премьерой стали «Два прокурора» Сергея Лозницы с Александром Кузнецовым и Александром Филиппенко. Проект, основанный на одной из повестей Георгия Демидова из сборника «Оранжевый абажур», рассказывает о сталинском терроре. В 1937 году молодому прокурору Корневу в руки попадает записка от сидящего в брянской тюрьме старого большевика, которого из-за политической статьи пытают местные сотрудники НКВД. Будучи честным советским человеком, юнец отправляется на встречу с заключённым и прикладывает все силы, чтобы начать расследование дела о пытках (даже добивается встречи с генеральным прокурором), вот только палки в колеса системе ставить очень сложно.

 

Снятая в строгих минималистичных тонах картина напоминает прежде всего кафкианский «Замок». Камера дотошно следует за главным героем, который то проходит по бесконечным серым коридорам, то без конца ждёт решения руководства в кабинетах, то блуждает по лестницам прокуратуры, — время тянется действительно ужасно медленно. Каждый новый шаг, который предпринимает Корнев, всё глубже погружает и его, и зрителя в пучину абсурда, из которой не выбраться просто так. Чтобы получить справку, нужно сперва получить справку, без аудиенции к генпрокурору нельзя, а без медицинского освидетельствования — даже с заявлением, написанным заключенным кровью, — расследование дела начать нельзя. Правда, никакая бюрократия не работает, если органам свыше нужно избавиться от чересчур интересующегося человека, — такие вопросы решаются без лишних бумажек.

Поделиться