Пожалуй, самым ожидаемым фильмом Каннского смотра для критиков была «Альфа» Жюлии Дюкурно. В 2016 году ее каннибальский хоррор «Сырое» получил приз ФИПРЕССИ, а в 2021-м постановщица навсегда вошла в историю, забрав за боди-хоррор «Титан» «Золотую пальмовую ветвь». Ожидания были слишком велики — и, вероятно, из-за этого картину встретили так прохладно. Сюжет развивается в двух временных отрезках — настоящем и прошлом на фоне бушующей эпидемии некоего заболевания, от которого люди превращаются в статуи. Главная героиня — девочка-подросток Альфа (Мелисса Борос), живущая с матерью-медсестрой (Голшифте Фарахани). На одной из вечеринок Альфа в домашних условиях делает себе татуировку, отчего вскоре всё ее окружение начинает сторониться ее, потому что считает зараженной. Опасения матери заставляют и ее, и дочку вспомнить дядю Альфы (Тахар Рахим), который в свое время тоже заразился загадочной болезнью.
С первых же минут становится понятно, что вирус — аллегория на СПИД: стигма, существующая в фильме, напоминает общественные настроения во Франции 1990-х, а главными способами передачи заболевания порицаемо считаются употребление наркотических веществ и гомосексуальные связи. Кажется странным, что Дюкурно выбрала для своей третьей полнометражной работы такой сеттинг: хотя действие развивается в отдаленном прошлом, такое изображение ВИЧ-положительных людей кажется неэтичным. Из-за этого на задний план уходит главная тема фильма. Несмотря на радикальное изображение эпидемии и ее катастрофических последствий не только для больных, но и для всех, это фильм прежде всего о смирении с утратой и отпускании близких людей. К финалу постановщице удается вывести картину на нужную интонацию, однако огрехи в ритме, динамике, визуальном ряде это не компенсирует. Повторить успех «Титана» Дюкурно не удалось — и это печально, хотя рассчитывать на это и так было бы слишком самонадеянно.
Другой фильм-фаворит — «Финикийская схема» Уэса Андерсона, ожиданий от которой у прессы особенно и не было. Будем честны: Уэс — уважаемый ремесленник и мастер своего игрушечно-симметричного дела, но последние его работы («Город астероидов», «Французский вестник») ясно дали понять, что публика от такого стиля устала. «Схема» удивила тем, что стала глотком свежего воздуха в фильмографии американского режиссера. Главный герой — международный делец Жа-Жа Корда (Бенисио Дель Торо), постоянно ускользающий от покушений на убийство. После очередного нападения Корда решает составить завещание, чтобы в будущем передать свое состояние дочери-монахине Лизл (Миа Триплтон). Перед этим ее нужно посвятить в дела и ознакомить с Финикийской схемой — торговым планом по соответствующему региону. Так начинается небольшая одиссея по бизнес-партнерам, в ходе которой также раскроется загадка смерти матери Лизл.
Вероятно, решающим фактором того, что новый Андерсон приятно удивил зрителей, стала смена оператора: впервые в карьере Уэс поработал над полнометражкой не с Робертом Д. Йоуменом, а с Брюно Дельбоннелем. Пугаться не стоит — это изменение никак не отразилось на эстетике вселенной режиссера, но добавило ее изображению воздуха. К тому же, помимо привычных для Уэса тем (проблема отцов и детей, вопрос чести и принципов) в этот раз постановщик более глубоко погружается в тему принятия смерти. Подтверждение тому — не очень характерные для стиля, но идеально вписывающиеся в мир Андерсона черно-белые сцены, где Жа-Жа почти отправляется на тот свет. Словом, можно смело говорить, что «Финикийская схема» порадует не только бывалых фанатов кинематографиста, но и тех, кому он успел наскучить.
Свой новый полный метр во внеконкурсную программу Канн привез Кирилл Серебренников («Лето»), любимец французского киносмотра. «Исчезновение Йозефа Менгеле» — тяжеловесная драма с Аугустом Дилем, охватывающая разные периоды жизни «Ангела смерти», от экспериментов над заключенными Освенцима до падения нацистского режима и последующего переезда в Латинскую Америку. История рассказывается в нехронологическом порядке, а для оценки действий Менгеле в повествование вводится его сын Рольф, приехавший навестить отца в Аргентину и понять, почему он с такой жестокостью занимался узниками концлагеря.
Кажется, что биографический фильм о Йозефе Менгеле, снятый большим режиссером в 2025 году, обречен на то, чтобы быть хотя бы немного морализаторским и изображать историческую фигуру с позиции осуждения. Как оказалось, необязательно: в фильме Серебренникова действия Менгеле формально осуждаются, но сама его фигура показана с немалой долей эмпатии, которую постановщик в ленту, быть может, и не хотел заложить. Другой спорный момент — кадры из лагеря, снимаемые персонажем-коллегой доктора. Один из немногих цветных сегментов ленты, они эстетизируют насилие над заключенными, что вызывает как минимум недоумение. Интересно, что международная пресса при этом приняла фильм тепло.